Житель Восточно-Казахстанской области Токтар Курмурзин двадцать лет провел в рабстве, не подозревая о своем асоциальном статусе. Долгие годы он батрачил на отдаленной зимовке, не имея возможности сообщить о себе своим близким.
Пропал Токтар еще летом 1991 года. Оставшись без работы, 50-летний мужчина, тракторист по профессии, часто ездил в Семипалатинск – нанимался разнорабочим: кому огород вскопать, кому скот выпасти. Заработанные деньги отвозил жене и детям в родное село Сарногай Новопокровского района Восточно-Казахстанской области. Однажды на семипалатинском рынке, где обычно предлагали свои услуги такие же безработные, как Токтар, к нему подошел мужчина и предложил хорошо заработать в деревне. Токтару выбирать не приходилось, к тому же он буквально накануне потерял паспорт. С тех пор родные его больше не видели.
А пропавший без вести Токтар Курмурзин целых два десятилетия жил в Абайском районе в 40 километрах от села Саржал (в 300 километрах от Семея) на отгоне – пас овец за тарелку еды. Пока в прошлом году не заболел. Токтар стал слабеть на глазах, и хозяин отвез его в город – сдал в противотуберкулезный диспансер.
Сейчас Токтар лежит в больнице сестринского ухода общества Красного Полумесяца. Семейские врачи обнаружили у него не туберкулез, а рак легкого. Пожилой мужчина немногословен – то ли отвык от общения с людьми, то ли из-за болезни и разговор для него – слишком утомительное занятие. Единственное, что Токтар твердил во время нашей беседы, чтобы плохое про его хозяина Касена не писали. Тот, дескать, его не обижал, еду давал ту же, что и сам ел. Пищи всегда было вдоволь. Только вот денег ни разу не заплатил. Токтару Курмурзину исполнилось 70 лет, у него нет ни дома, ни документов, ни, соответственно, пенсионных пособий. Куда пойдет больной пожилой человек без паспорта, выписавшись из больницы, – неизвестно. Хочется надеяться, что его родственники читают газеты и откликнутся. По словам Токтара, у него где-то есть родная сестра, жена и двое взрослых детей.