В Семее молодой парень попал в больницу на несложную операцию, а вышел овощеподобным инвалидом. В вегетативном состоянии он пребывает уже больше трех лет. Что это – карма или результат врачебной ошибки? Ответ на этот вопрос родственники несчастного не получили до сих пор.
"Все будет хорошо, мама!" – эти слова 23-летний Куаныш Ибраимов произнес 1 июня 2007 года, отправляясь в операционную, где ему должны были удалить камень из желчного пузыря.– Врачи сначала предложили удалить камни с помощью лазера, но лапароскопическая операция стоила 38 тысяч тенге, у нас таких денег не было, – говорит мать Куаныша Умитжан Макажанова. – Да и сын настаивал на традиционной операции – его соседи по палате все были прооперированы обычным способом и чувствовали себя хорошо.
35 минут – такова средняя продолжительность операции по удалению желчных камней. Мать забеспокоилась, когда прошло гораздо больше времени, а Куаныша все еще не вывезли из операционной. Но медсестра успокоила женщину, сказав, что он еще отходит от наркоза.
Умитжан позволили увидеть сына спустя несколько дней. Он все еще находился в реанимации.
– Мне уже сообщили, что во время операции у Куаныша произошла остановка сердца, в состоянии клинической смерти он пробыл шесть минут. Из-за кислородного голодания он впал в кому, – вспоминает мать. – А про причину остановки сердца ничего не сказали. Может, это реакция на наркоз или другие лекарства?
"Состояние стабильно тяжелое" – вот и все заключение врачей. Три месяца жизнь Куаныша поддерживал аппарат искусственной вентиляции легких, затем он задышал самостоятельно. Но его тело по опять же неизвестным причинам застыло в позе, напоминающей эмбрион.
В ноябре 2007 года Куаныша Ибраимова, совсем недавно еще считавшегося перспективным молодым специалистом, окончившим университет, а теперь ставшего скрюченным полутрупом, выписали из больницы. С тех пор вся жизнь Умитжан свелась к уходу за сыном и поиску правды: кто же все-таки виновен в том, что молодой крепкий парень после несложного хирургического вмешательства превратился в парализованное растение? Резюме судебно-медицинской экспертизы двухгодичной давности звучит так: "Ибраимову К. Н. причинен тяжкий вред здоровью вследствие остановки сердца, и последовавшая за ним острая недостаточность кровообращения привела к резкой гипоксии (кислородному голоданию) головного мозга с атрофией (прекращением питания) коры головного мозга. Данное осложнение привело к стойкой утрате общей трудоспособности более чем на 33 процента…".
В ноябре 2009 года прокуратурой было заведено уголовное дело по статье 114 части 2 УК РК "Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью". Однако виновных так и не установили. Летом уже нынешнего года уголовное дело и медицинские документы Куаныша были направлены на повторную экспертизу, которая, наконец, должна дать однозначный ответ и определить степень вины врачей, непосредственно лечивших и оперировавших Ибраимова. Но мать Куаныша пока только получила извещение, что уголовное дело возобновлено. И все.
Между тем в состоянии Куаныша наметился хоть и небольшой, но прогресс – он уже может фиксировать взгляд, глотать жидкую пищу. Правда, распрямить его тело так и не удается.
– Мне сказали, что, возможно, специальный массаж, лечение стволовыми клетками в московской клинике помогут улучшить состояние сына, – говорит Умитжан.Но на все реабилитационные мероприятия и лечение требуются большие деньги. 57-летняя Умитжан из-за болезни сына давно уволилась с работы, стипендии дочери и пособия по инвалидности сына едва хватает на элементарные лекарства и нехитрую еду. Несмотря на кажущуюся безысходность, в сердце матери еще теплится надежда увидеть сына самостоятельно стоящим на ногах. Умитжан наивно надеется, что суд обяжет врачей выплатить им какую-то денежную компенсацию за нанесенный вред, на которую можно будет пролечить сына. Остается дождаться начала судебных слушаний.Для тех, кто желает помочь, домашний телефон Умитжан Макажановой, матери Куаныша Ибраимова, в Семее 8 (7222) 44-08-15.