Осень текущего года ознаменовало такое исторически важное событие как торжественное подписание 31 октября 2015 года Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым нового Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее Кодекс).
Основными наиболее существенными новеллами нового Кодекса, вступающего в действие с 1 января 2016 года, кроме прочих является расширение применения института примирительных процедур.
В последние годы, следуя политике Главы нашего государства, законодатель при разработке нормативных правовых актов, прежде всего, стремиться добиться такого результата, как обеспечение доступности судебной власти, повышение доверия населения, упрощение процедуры судебных разбирательств.
Так, глава 17 Кодекса полностью регламентирует такие примирительные процедуры как заключение мирового соглашения, урегулирование споров в порядке медиации и применения партисипативной процедуры.
При этом относительно порядка заключения мирового соглашения и урегулирования спора в порядке медиации хотелось бы отметить, что и в том и другом случае производство по делу прекращается, в случае не исполнения условий соглашений в добровольном порядке возможно принудительное исполнение на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего соглашение.
Относительно урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры хотелось бы отметить, что помимо прочего положительным в данном институте является проведение таких процедур при активном участии адвокатов. По моему мнению, участие адвокатов в большей степени позволит обеспечить соблюдение требований законодательства при согласовании условий такого соглашения и исключит возможное нарушение прав какой-либо из сторон. Следует отметить, что дополнительным стимулом для отдачи предпочтения вышеуказанным примирительным процедурам также является возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.
Помимо этого, хотелось бы отметить, что другим существенным нововведением является увеличение срока проведения предварительной подготовки с 7 до 15 рабочих дней, расширение перечня действий, совершаемых судьей при подготовке к судебному разбирательству, здесь следует отметить, что особое внимание уделено обеспечению сбора доказательств уже на данной стадии обеими сторонами, что также позволить максимально всесторонне и объективно разрешить возникший спор.
Эффективность судебной защиты в целом во многом зависит от завершающей стадии судопроизводства — исполнения решения. Объективное и справедливое решение суда – главный результат любого судебного разбирательства. Однако во многих случаях вынесение судебного акта еще не означает, что нарушенные права восстановлены. Удовлетворение приходит только с приведением судебного акта в исполнение.
В этой связи, на мой взгляд, другим немаловажным внесенным изменением в положения Кодекса является изменения порядка и срока обжалования и опротестования решения суда, а именно апелляционная жалоба, протест могут быть поданы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, а лицами, не участвовавшими в судебном разбирательстве, со дня направления им копии решения суда.
В период действия прежней редакции, где срок обжалования и опротестования исчислялся с момента вручения копии решения, зачастую имело место затягивание процедуры обращения решения суда к исполнению в связи с невозможностью установления момента вручения копии сторонам.
Остановившись лишь на вышеуказанных существенных и актуальных положениях нового Кодекса, хочется отметить, что усовершенствование срока и порядка проведения предварительной подготовки, широкое применение примирительных процедур, будет способствовать разгрузке судов, что, безусловно, повлияет на улучшение судьями качества отправляемого правосудия, и наконец, оперативное обращение судебных актов к исполнению как стадия реального воплощения защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, безусловно, повысит доверие общества к институту судебной власти.
Рсалды Какишева,
судья СМЭС ВКО