В Усть-Каменогорске 76-летний пенсионер может лишиться единственного жилья. Судисполнители готовы выселить старика из дома, который он построил своими руками. И все это – на законных основаниях! – Все соседи поднялись – просят защитить пенсионера! – обратилась в корпункт жительница Усть-КаменогорскаНадежда ИСАЕВА. Поселок Радужный, где разгорелся скандал, – окраина Усть-Каменогорска. В свое время здесь выделили землю работникам титано-магниевого комбината под индивидуальную застройку. Горожане поставили дома, но из-за бюрократических заморочек территория Радужного осталась в административном подчинении Глубоковского района. За каждой бумажкой жителям поселка Радужный приходится ездить за несколько десятков километров в районный центр. Отчасти это и стало подножкой для 76-летнего Николая РОМАНОВА. У пенсионера просто не было ни сил, ни средств для поездок по районным чиновникам.
Дело житейское
– Вот этот дом, – показали нам люди двухэтажный особняк на улице Родниковой. Типовой проект, кладка из белого силикатного кирпича, участок с огородом, на котором дозревает осенняя капуста…
– Свои дома мы начинали строить одновременно, – рассказала соседка Елена. – Николай Евдокимович работал один. Он очень трудолюбивый. За что ни берется – делает с душой. То, что сейчас с ним происходит, с трудом поддается пониманию.
Эта история началась два года назад. Пенсионер решил развестись со своей супругой. Мало ли таких житейских драм? Женщина подала иск о разделе имущества и наняла экспертов, которые провели оценку дома. Здание оценили примерно в 14 миллионов тенге, районный Глубоковский суд вынес решение поделить имущество пополам. Другими словами, Николая Романова обязали выплатить экс-супруге почти 7 миллионов тенге.
– Судисполнитель принес мне бумагу, – рассказал уже сам пенсионер. – Я написал, что не согласен с оценкой дома, что она завышена, дом не достроен. Но меня заверили, что все будет хорошо, главное, чтобы я поставил подпись.
Как рассказывает пенсионер, несколько месяцев из его пенсии высчитывали немалую для него сумму. Он пробовал продать дом, но покупателей не нашлось. А весной прошлого года бывшая жена подала новое заявление и через суд добилась выплаты своей доли в виде самого особняка. На языке юристов – обратила взыскание на недвижимость.
Кто дому хозяин?
За дело взялись судисполнители Глубоковского участка областного департамента по исполнению судебных актов. Дом выставили на торги, но желающих купить его по такой цене не нашлось. Тогда судебники своим постановлением снизили цену до 6,5 миллиона тенге и… передали особняк экс-супруге в счет выплаты ее доли. Весь! Целиком!
– Николай Евдокимович – одинокий человек, – заметила общественный защитник. – А сейчас у него забрали единственное жилье. Да он еще остался и должен!
Пенсионер направил жалобу на имя руководства департамента судисполнителей, но оттуда прислали отписку. За лето экс-супруга оформила все документы на особняк. И… подала иск на выселение старика.
Куда податься старику?
Сейчас общественность поселка Радужный направила обращение на имя прокурора Восточного Казахстана. Люди умоляют вмешаться. Ведь столько вопросов в этой истории! Почему в результате действий судисполнителей, проводимых вроде в рамках закона, не выполнено решение суда, по которому половина доли в особняке должна остаться за Николаем Романовым? Почему при переоценке стоимости дома не уменьшена сумма, которую пожилой человек должен выплатить бывшей супруге? Разве это не противоречит закону и морали?
К сожалению, драма 76-летнего пенсионера не единична. Сколько таких, кто после законных действий судисполнителей остается ни с чем – без имущества, жилья. Так, может, пора на проблему обратить внимание депутатам? Пересмотреть законодательство, внести поправки? Ведь право на жилье гарантировано Конституцией!
– Николай Евдокимович верит в некую высшую справедливость, – вздыхает Надежда Исаева. – Наивно полагает, что слуги закона во всем разберутся. Неужели государство допустит, чтобы 76-летний человек, чье детство пришлось на войну, отдавший 30 лет металлургическому производству, превратился в бомжа?