Генеральная прокуратура всерьез обеспокоена судьбой молодого поколения страны. По мнению сотрудников надзорного органа, программы, проводимые в рамках молодежной политики, на грани срыва. А тут еще пугающая статистика: среди стран СНГ Казахстан лидирует по количеству суицидов среди молодежи. А если взять еще и "криминальные" цифры, то становится совсем грустно: от общего числа сидельцев, отбывающих наказание, 39,5% – это молодые люди. В прокуратуре считают: пришло время создавать единую госструктуру, которая занималась бы делами молодежи.
Согласно официальным статданным, в Казахстане проживают 5 миллионов человек в возрасте от 18 до 29 лет. При этом ежегодная статистика добровольных смертей в этой возрастной категории такова: 35 случаев на 100 тысяч населения.
Справедливости ради стоит отметить, что сегодня власти стараются не обделять молодежь вниманием. Ведь чиновники прекрасно понимают: это им, сегодняшним птенцам, завтра жить и управлять страной. Поэтому молодых людей направляют на обучение за границу, выделяют гранты на учебу в отечественных вузах, проводятся всевозможные воспитательные и патриотические акции. Однако есть много "но", из-за которых все эти благие дела начинают терять всякий смысл. Так, сотрудники прокуратуры провели анализ применения законодательства о государственной молодежной политике и пришли к неутешительным выводам.
– Мы увидели отсутствие системной и последовательной работы в деятельности местных исполнительных органов, – говорит начальник отдела департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры Айман Жумагулова. – Оказалось, что многие положения закона о молодежи носят декларативный характер. И как следствие, меры, принимаемые государством на центральном уровне, сводятся к нулю. В отдельных областях данному вопросу, несмотря на его важность, придается второстепенное значение, финансирование осуществляется по остаточному принципу.
К примеру, в прошлом году властями Акмолинской области, где проживают свыше 210 тысяч молодых людей, на реализацию молодежной политики было выделено около 20 млн тенге. А в Актюбинском регионе – здесь молодых почти столько же – не пожадничали и нашли 250 млн тенге.
Особо остро в Казахстане стоит вопрос обеспечения молодежи собственным жильем. Несмотря на реализацию в 2005–2010 годах двух государственных программ жилищного строительства, сегодня только 20% молодежи имеют свою крышу над головой. – Ущемляются права и сельчан, – продолжает Айман Жумагулова. – Известно, что подавляющая часть культурно-массовых, творческих и интеллектуальных мероприятий для молодежи проводится в областных центрах. А в районах, в особенности в сельских округах, работа в данном направлении практически не ведется. Ну и понятно, почему: в 135 селах Южно-Казахстанской области вовсе отсутствуют культурно-досуговые объекты. А в поселках Северо-Казахстанской области 12 зданий находятся в аварийном состоянии, еще 68 – требуют капитального ремонта.
Плохи дела у молодежи, пытающейся заняться предпринимательством. Как показал прокурорский анализ, только около 13% поколения next имеют свой бизнес. По официальным данным, уровень дохода большинства представителей нового поколения ниже 30 тыс. тенге. В сельской местности этот показатель значительно ниже.
– В регионах отсутствуют целевые программы поддержки молодежного предпринимательства, – констатирует прокурор Жумагулова. – Ни в банках второго уровня, ни в государственных институтах развития нет специальных механизмов льготного кредитования молодых семей. Несмотря на то что большое количество молодежи занято в сельском хозяйстве, практически не уделяется внимание вопросам поддержки инициатив молодых предпринимателей на селе.
Все эти минусы в работе с новым поколением могут поставить на колени будущее Казахстана. Оставшиеся без должного внимания парни и девушки легко поддаются на различные провокации, вступают в секты, "забываются" с помощью спиртного и наркотиков…
– На мой взгляд, для скоординированной, последовательной и эффективной молодежной политики требуется создание центрального государственного органа по делам молодежи, как это сделано в большинстве развитых стран Европы и в некоторых странах СНГ, – предлагает Айман Жумагулова.
Письмо с подобным предложением уже направлено на имя премьер-министра страны. Осталось дождаться ответа главы кабмина.