Сокращение теневой экономики способно дать эффект больший, нежели рост ВВП до заветной цифры 7 процентов. А для этого нужно сделать доходы госслужащих прозрачными. Новым курсом Казахстана объявлена социальная модернизация. Нужно повышать благосостояние населения. Народ как бы не против. Вопрос состоит в том, как это сделать. Особенно если учесть, что экономические аналитики постоянно твердят о второй волне глобального финансового кризиса. Тут, как говорится, не до жиру.
– Если экономика будет расти, а валовая конъюнктура нам будет способствовать, заработанные деньги пойдут на улучшение социального благосостояния нашего народа, – сказал президент Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии первой сессии нового парламента.
Между тем найти деньги для повышения благосостояния трудящихся можно не только за счет роста экономики, но и путем сокращения ее нелегальной части. И не только можно, но и нужно. Ведь она увеличивается пропорционально росту экономики. Точнее "левые" доходы чиновников и бизнесменов, оперирующих бюджетными деньгами, растут быстрее, нежели легальный сектор. В итоге не стоит удивляться, что, несмотря на рост ВВП, реальный уровень жизни населения топчется на месте. Теневой сектор и коррупция делают бессмысленными все усилия, направленные на развитие экономики и программу индустриализации. Потому что они полностью "съедают" добавленную стоимость.Чтобы это безобразие прекратить, нужно научиться выявлять нелегальные финансовые потоки. Лучший инструмент для этого – декларации о расходах госслужащих. К их необходимости сейчас приходят страны, которые сталкиваются с экономическими недугами, похожими на наши. В российскую Госдуму уже внесен проект закона о введении обязательных деклараций всех работников госорганов и их ближайших родственников. Проект предусматривает, что чиновники должны будут декларировать свои доходы в том случае, если они превышают их расходы. Эти сведения будут проверяться. При этом информацию о расходах предлагается исключить из сведений, составляющих банковскую тайну, и разрешить доступ к ней со стороны проверяющих органов.
Украинская Рада рассматривает аналогичный законопроект. Согласно предложению украинских депутатов, госслужащие должны будут декларировать свои расходы, превышающие пороговую сумму. Ее размер равняется средней зарплате чиновника.В западных странах механизм декларирования расходов уже давно действует и доказал свою эффективность. Правда, просто взять их опыт и переложить на отечественную действительность вряд ли получится. Потому что у нашей коррупции слишком много своих национальных особенностей. Российский президент Дмитрий Медведев выразил опасение, что декларирование расходов может превратиться в способ сведения счетов либо в такую систему, которая сама будет провоцировать коррупцию. Он считает, что нельзя перенимать опыт США, где "боятся пропустить
10 долларов, потому что затаскают по судам".Для Казахстана эти опасения тоже вполне справедливы. Если ввести отчетность за каждый потраченный тенге, то декларирование расходов действительно может превратиться в дубину для вышибания неугодных людей с теплых мест. Причем наказывать будут именно за 10 долларов, не замечая 10 миллионов. Чтобы этого не случилось, система должна быть максимально простой и максимально прозрачной. Декларировать расходы следует в том случае, если они превышают доходы. Если чиновник покупает недвижимость в теплых странах, то он должен объяснить, на какие средства это делает. Когда объяснения нет или же чиновник скрывает факт своих расходов, должна наступать уголовная ответственность. Она должна применяться и к тем, кто записывает на себя имущество чиновников и их траты. Естественно, что расходы, для которых не нашлось подтверждения законного источника, должны возмещаться в бюджет.
Новый председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашид Тусупбеков заявил, что необходимо прекратить "огульные обвинения госслужащих в коррупции". "Если малый и средний бизнес является экономической основой страны, то государственный служащий является опорой государства. И это надо помнить всегда", – подчеркнул он. Но почему появляются эти огульные обвинения? Исключительно из-за непрозрачности. Люди прекрасно знают, какой уровень зарплаты на госслужбе. И они видят, где живут слуги народа, на чем они передвигаются, куда ездят отдыхать, как поднимается бизнес у их родственников. И от нестыковок первого и второго у народа возникают неудобные вопросы. А как им не появиться? Ведь речь идет о бюджетных деньгах, принадлежащих всему народу.
Хотите прекратить огульные обвинения в коррупции? Да запросто. Для этого достаточно начать говорить правду, публикуя декларации о расходах. Когда рассуждают о коррупции, у нас почему-то начинают уходить в немыслимые правовые и экономические дебри, углубляясь в сложную природу мздоимства и его исторические причины. Хотя на деле все гораздо проще. Это вопрос денег. Коррупция является способом их зарабатывания. Чтобы его пресечь, нужно раскрывать, сколько денег зарабатывается и сколько тратится.Декларирование расходов должностных лиц – не просто борьба с коррупцией, а вопрос моральной ответственности. Это вопрос сплочения нации, если угодно. В этом году король Испании Хуан Карлос I впервые отчитался о расходах на содержание своей семьи. По закону делать этого он не обязан, но решил раскрыть свои доходы, потому как подданные вправе о них знать, особенно в условиях экономического кризиса. Так вот, выяснилось, что финансирование королевской семьи обходится испанцам в 8,43 миллиона евро в год.В Казахстане введение обязательного декларирования расходов госслужащих пока даже не обсуждается. Но никто не мешает им раскрывать свои траты добровольно. Почему бы этого не сделать новым парламентариям и новым членам правительства, а также борцам с коррупцией? Все они торжественно пообещали работать ради народа. Декларации о расходах стали бы реальным доказательством, что их слова – не просто благие намерения.