Президент Нурсултан Назарбаев объявил тотальную войну коррупции. Но, видимо, кому-то это не нравится. Иначе как объяснить следующий факт: вместо того чтобы декларировать, сколько и на что тратят деньги слуги народа, госструктуры намерены проверить, сколько зарабатывает сам народ. И это почему-то будет называться борьбой с коррупцией, хотя на деле лишь создает ее видимость.
Как отметил председатель Налогового комитета Даулет Ергожин, в этом году в парламент поступят поправки в Налоговый кодекс в части всеобщего декларирования доходов. Его внедрение предусматривает несколько этапов. Сдача первоначальных деклараций начнется с 2014 года. К 2017 году всеобщим дек-ларированием планируется охватить всех казахстанцев. По словам Ергожина, это окажет противодействие теневой экономике, снизит уровень коррупции в госорганах, расширит налоговую базу для поступления в бюджет индивидуального подоходного налога и повысит эффективность расследования криминальных преступлений.
Вопрос всеобщего дек-ларирования в Казахстане обсуждается уже давно. Несколько раз сроки начала этой реформы переносились. Что объясняют в основном техническими причинами – требуется огромная организационная и информационная работа, чтобы вести базы данных по доходам всего трудоспособного населения. Хотя за все это время так и не был толком обсужден вопрос: нужно ли нам всеобщее дек-ларирование? И дело даже не в его финансовом смысле – мы к нему еще вернемся. Стоит проблема этики: вправе ли государство требовать от своих граждан, чтобы они отчитывались перед ним, чем владеют и сколько зарабатывают?Если речь идет о госслужащих, то такой вопрос не появляется. Раз государство платит им зарплату, наделяет их полномочиями, погонами, должностями, то оно может и заглянуть к ним в карман. Но почему отчитываться должны поголовно все? Есть ли у государства моральное право требовать этого?
По официальным данным, среднемесячная зарплата в Казахстане составляет 91 793 тенге – то есть около 600 долларов, что по мировым меркам весьма скромная сумма. А вот цены на большинство товаров и услуг у нас не меньше мировых. Но и этот показатель не отражает реальности. Он складывается с учетом высоких заработков в нефтегазовой и финансовой сферах, где работает небольшое количество населения. Остальные трудятся там, где зарплата ниже средней. В образовании она составляет всего 65 тысяч тенге, в здравоохранении – 72 тысячи, в сельском хозяйстве – 50 тысяч. Иными словами, большая доля населения работает за 300–500 долларов в месяц.
Эта картина четко подтверждается анализом зарплат по регионам. Средний заработок превышает 120 тысяч тенге в регионах, где развита нефтегазовая отрасль (Атырауская, Мангистауская области) и финансы (Алматы, Астана). Во всех остальных областях он ниже среднего уровня.
Мы уже не будем говорить про размеры пенсий и пособий, а также об установленных государством социальных стандартах. А теперь вопрос: какое здесь еще может быть декларирование доходов?! Что тут декларировать? Не установив достойный размер прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии, сопоставимый с уровнем развитых стран, от граждан нельзя требовать отчета о доходах! Государство намерено к 2017 году сделать доходы всех казахстанцев прозрачными, но цели повысить эти доходы почему-то не ставит.
Государство утверждает, что у нас в казну от физических лиц поступает налогов в разы меньше, чем в развитых странах. Но ведь это не из-за того, что доходы простого населения уводятся в тень, а из-за того, что этих доходов просто нет! Также частенько говорят, что государство вправе требовать отчета о заработках, потому что у нас в сравнении с другими странами очень низкий уровень налогов. Формально это так. Но на практике имеются не только те сборы, что прописаны в Налоговом кодексе. Существует еще и ряд скрытых налогов. Например, инфляционный. А еще есть огромное количество непроизводственных издержек, которые ложатся на стоимость продовольствия и других товаров. В цене каждого из них содержится изрядная доля "воздуха".
Растущие цены на товары и услуги еще больше снижают реальные доходы населения. Так зачем тогда нужно всеобщее декларирование? Или властям чисто из научно-познавательных соображений интересно понять: как люди умудряются выживать с такими доходами? Но лучше бы государство поинтересовалось, как госслужащие покупают дорогие автомобили, недвижимость в республике и за рубежом с их более чем скромными окладами.
И здесь мы подходим ко второму вопросу: есть ли смысл от всеобщего декларирования? Знание доходов ровно ничего не дает с точки зрения борьбы с коррупцией. Выявить потенциальные нарушения можно лишь при сопоставлении доходов и расходов. В этом суть налогового контроля. Декларация доходов чиновников и даже их публикация – мера популистская. Это не более чем бутафория, создание иллюзии того, что народ может проверить состояние личных финансов своих слуг. А на деле эта информация ничего не дает: ведь никто не станет указывать в декларации полученное в виде "откатов". Другое дело – сведения о расходах, когда чиновник должен будет пояснять, откуда у него взялись средства на их финансирование.Для того чтобы ввести всеобщее декларирование, мы потратим большое количество денег налогоплательщиков, административные и организационные усилия. Потратим впустую. Лучше было бы эти ресурсы пустить на то, чтобы провести работу по декларированию расходов руководящих госслужащих и их родственников, а также работников тех ведомств, которые государство причисляет к коррупциогенным.
Эти меры позволят на самом деле снизить теневую экономику. И толку от них будет на порядок больше, чем от всеобщего декларирования – совершенно бесполезной с точки зрения борьбы с коррупцией процедуры. Но создается впечатление, что государство этого не только не хочет, а напротив, всячески откладывает декларирование расходов, отвлекая от него внимание громоздкой и шумной реформой по введению всеобщего декларирования доходов.
Что касается повышения поступлений в бюджет от физических лиц, то и этого можно добиться в Казахстане. Но уж никак не за счет всеобщего декларирования доходов. Львиную долю доходов в нашей стране получает небольшой процент населения. На него-то и должны быть направлены усилия налоговиков.