Сотовые операторы Казахстана в этом году впервые за историю существования сотовой связи в стране резко понизили тарифы. Пользователи восприняли этот шаг одобрительно и теперь ожидают, когда оснастят станциями оставшиеся поселки.
Первые мобильные телефоны, появившиеся в Казахстане около 12 лет назад, стали предметом гордости нуворишей. Стоимость первой «трубки» достигала нескольких тысяч долларов, а разговоры обходились так дорого, что проще было оплатить такси и встретиться с собеседником.
Постепенно «армия» пользователей мобильными телефонами росла, а цены ползли вниз. Правда, это движение было настолько медленным, что практически не ощущалось. Кроме этого, компании так увлеклись составлением тарифных планов, что перестали изучать предпочтения своих клиентов.
Только в прошлом году многие из «сеток» были ликвидированы, поскольку абоненты ими вообще не пользовались.
В минувшем году Министерство связи, проанализировав ценовую политику ведущих операторов, установило для КCell «потолок» внутри сети в 20 тенге за минуту (с НДС); в нынешнем году такой же тариф-максимум появился для Beeline. Еще одним фактором стал приход на рынок Теле-2. Оператор привлек внимание абонентов соблазнительной ценой - 8 тенге за минуту.
Видя внушительный интерес потребителей к новому конкуренту, КCell и Beeline пересмотрели свои тарифные предложения в сторону уменьшения. К примеру, КCell сейчас предлагает доступный тариф - 11 тенге за минуту, как внутри сети, так и на номера других операторов. Beeline - 7 тенге на все направления после 3-х минут разговора в день по накопительной схеме или со второй минуты (в зависимости от выбранного тарифа). Также, по одному из тарифов Beeline, звонки со второй минуты на все направления стоят 1 тенге, с ежедневной абонентской платой 11 тенге (первая минута внутри сети по данному тарифу – 11 тенге, на другие направления – 22 тенге).
Интерконнект (межсетевое соединение) также стал дешевле. До недавних пор каждый оператор платил примерно 20 тенге за минуту соединения, и эти правила оставались неизменными на протяжении 11 лет. С 1 января текущего года ставка упала до 16-17 тенге, а с февраля операторы ввели посекундную тарификацию взамен 10-секундной и убрали плату за соединение.
Для сравнения: в Узбекистане и России действует поминутная тарификация, абоненты Грузии и Украины платят за соединение, при этом украинцы – еще и за входящие звонки. В Армении и Кыргызстане «вилка» тарификации - от 1 до 10 секунд, в Белоруссии от секунды до минуты. Такие расчеты, даже если сами тарифы низкие, обходятся недешево для клиентов сотовых компаний.
Вероятнее всего, в ближайшее будущее на отечественном рынке сотовой связи пока не будут появляться новые игроки. Это связано с тем, что набрать клиентскую базу новичку достаточно сложно – не хватает частот, необходимы серьезные финансовые вложения, которые придется окупать не один год.
Если сравнивать с Европой, там очень высокая плотность населения, маленькие расстояния, поэтому затраты на установку базовых станций куда скромнее, чем в Казахстане.
Во всем мире компании сотовой связи уже поняли, что разговоры в сети не приносят прежних доходов: клиенты все чаще используют онлайн-ресурсы. Чтобы удержать и расширить абонентскую базу, операторы изобретают все новые удобства для пользователей: мобильный интернет, рассылка новостей, всевозможные акции, розыгрыши призов, интернет-банкинг и т.д. В соседней России все эти приемы активно развиваются, ведь конкуренция у операторов северного соседа жесточайшая.
Казахстанские сотовые компании, хоть и уступают по размаху российским коллегам, стараются идти с ними «в ногу», обновляя список дополнительных услуг.
Еще одна общемировая тенденция – постепенный переход сотовых компаний к комплексному сервису для абонентов, когда за определенную сумму предлагается получать в месяц определенное число минут разговора, смс и интернет-трафика. Возможно, со временем, и казахстанские операторы перейдут на такую работу с клиентами.
Еще один свежий тренд –переносимость номеров. Она подразумевает возможность перехода от одного оператора к другому без смены привычного номера, известного всем друзьям и коллегам. Процесс внедрения такого механизма (включая поправки в законы и техническую подготовку) занимает несколько лет, но сам замысел отечественные эксперты-связисты уже обдумывают.