Жизнь испытывала на прочность Василия Андреевича Журавлева неоднократно. В раннем детстве отец был репрессирован, и Василий маленьким мальчиком попал в разряд врагов народа.
Покинув родную деревню в Рубцовском районе Алтайского края, его семья вынуждена была, второпях собрав вещи, отправиться в Сибирь, в Томскую область. Отца вскоре не стало, мать с пятерыми детьми выживала, как могла. К решению проблем подключилась бабушка. Она нелегально отправила Васю и его сестру обратно в родные края. Родственники не очень-то жаловали детей: им пришлось еще в раннем возрасте пройти через батрачество. А жили они в разных семьях. Семилетняя сестра, как могла, утешала четырехлетнего братца, но удавалось ей прибежать к нему не часто. Когда сын вернулся обратно домой, он не узнал родную мать и долгое время называл ее тетей.
Сейчас, в свои преклонные годы, Василий Андреевич любит смотреть на игру своего правнука Данюши. Не было у него таких игрушек, да и времени на эту роскошь.
Взрослеть ему пришлось рано. Работа в колхозе была тяжелой. А однажды в дом в 1943-м пришла повестка...
– Попал я на 1-й Украинский фронт в пехоту, которая шла в наступление впереди всех. Война не кончалась. Все меркло перед ней. Даже короткие передышки перед боями не давали расслабиться. А в бою было непонятно, где огонь, куда целиться. Месиво сплошное, – говорит Василий Андреевич, вспоминая взятие городов Бердычева и Житомира.
В одном из боев разрывной пулей его ранило в руку. С передовой солдат Журавлев был доставлен в Оренбургский госпиталь. После лечения – направлен в тыловые части.
Сейчас уже память не сохранила ни горечь от сообщения о начале Великой Отечественной войны, ни радость от известия о Победе. Осталась боль того времени. Вот почему он считает, что нет ничего хуже войны.
Свою суженую Василий Андреевич встретил в ставшей ему родной сибирской деревне, куда он вернулся к матери и сестрам. Она была направлена сюда учительницей. Первый их ребенок – дочь Лариса – выросла в школьных классах. Нянчиться с ней помогали дети. У него с супругой была долгая совместная жизнь, 60 лет они прошли, как говорят о счастливой семье, рука об руку.
В Усть-Каменогорск он переехали из-за его близости к Алтайскому краю. Наслышанный о промышленном городе, Василий Андреевич пошел работать на Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Его приняли на работу в только что открывшийся серно-кислотный цех. Люди там очень часто отравлялись вредными парами. Их воздействие ощутил и Василий Журавлев. Даже после продолжительного лечения одна его нога была почти недвижима. Кто-то подсказал старинный рецепт: окатывать ее холодной водой. Для этого нужна была сильная воля, ее у него оказалось более, чем достаточно.
Журавлев вновь был на ходу. Работал много, до изнеможения. В небольшие перерывы обливаясь ледяной водой, а, если была возможность – погружаясь в колодец. Его дочь Лариса до сих пор вспоминает его слова, которые можно назвать и пожизненным кредо:
– Мужчина должен до седьмого пота зарабатывать деньги, а женщина в потугах приносить детей.
Подтверждением верности слов было его колоссальное трудолюбие до последних двух лет. Даже каменистый участок на даче он сделал плодородным. А обновил землю за счет другой, перевозя ее на ручной тележке.
– Столько было труда вложено. Мы бы так не смогли, – добавляет дочь.
Второй его ребенок – сын Андрей, проживает в средней полосе России, в городе Сызрани, у него, как и у сестры, есть дети. Видно, отцовское кредо имело еще и воспитательное значение.
15 октября в 85-летний юбилей Василия Андреевича поздравил аким города. Такова заведенная им традиция – отдать дань уважения участнику Великой Отечественной войны и узнать его проблемы. Жаловаться и о чем-то просить ветеран не стал. Не в его это духе.
Газета «Өскемен»