Бывший разведчик-корректировщик Семен Григорьевич Чалык на фронте был недолго, но он никогда не забудет об этом. До сих пор в его правой ноге находится пуля, и болят раздробленные стопы. Детство Семки Чалыка выдалось нелегким. В бедной, неполной семье, отец умер рано, работы старшему ребенку хватало по самое «не могу». Ему приходилось заниматься воспитанием младших, управляться по дому, помогать матери-телятнице, которая ухаживала за двумя группами по 25 телят. После семи классов обучения в школе способного парнишку из родной Митрофановки Таврического тогда района направили от колхоза в Усть-Каменогорский веттехникум. Здесь он и узнал о нападении на страну фашистских захватчиков и начале Великой Отечественной войны. В 18 лет ему пришла в дом повестка о призыве на службу Родине. Семен Чалык, к тому времени высокий, худощавый парень, попал вначале в 118 запасной стрелковый полк в Алматы. Там и получил прозвище «малый», вызванное несоответствием роста и веса. На фронт он оказался в самом пекле, на Курско-Орловской дуге. Хорошо подготовленный боец стал разведчиком-корректировщиком.
– В мою задачу входило рассчитать направление огня, чтобы обеспечить попадание во врага. Во многом на этом сказалось отличное знание математики. Приходилось ходить и за «языками», – рассказывает пожилой ветеран.
Но война таит в себе множество самых неприятных неожиданностей. Семен Чалык вместе с однополчанами во время нахождения в окопах попал под пулеметный обстрел с самолета. Три месяца ему пришлось провести в госпитале в Орле, еще три – в Свердловске.
Память стерла все подробности. Но с годами Семен Григорьевич стал ощущать ее последствия все сильнее. Раздробленные стопы теперь не дают передвигаться, а в последнее время он всегда находится дома. В семье часто вспоминают, как однажды они обратились с отцом к врачу, думали, что обычный чирей, но оказалось, наружу просился осколок. За чашкой чая рассматриваем награды. У инвалида Отечественной войны их немало. Много медалей, выданных в юбилейные годовщины Победы.
– В послевоенную пору медали не имели ценности. Они были почти в каждом доме, и мы играли с ними в детстве, естественно, растеряли, – говорит его дочь, Александра Семеновна. А на стенке в зале у ветерана красуются удостоверения ударника коммунистического труда. Убежденный коммунист честно и добросовестно относился к работе. Красивый молодой мужчина после войны работал ветфельдшером с охватом четырех колхозов. Намного позже, в начале в Предгорном, а потом – в Усть-Каменогорске, уже в более зрелом возрасте, Семен Григорьевич Чалык возглавлял ветеринарные аптеки. Насыщенная трудовая жизнь давно позади. Все еще видный ветеран теперь нуждается в постоянном уходе. Но дочь Александра, которую он называет теперь не иначе как нянькой, организует ему быт со всей ответственностью и любовью. В день рождения, 3 августа, к нему приехал из Томска сын Валерий, и, как всегда, позвонил сын Юрий, который проживает в Беларуси.
Газета «Өскемен»