С деревянного прилавка купить домашние продукты несложно, но однозначно нелегко вернуть себе былое здоровье. Самым опасным продуктом с таких прилавков всегда было мясо, рыба и молочные продукты. У продавцов нет документов о состоянии здоровья животных и качестве товара. А жара и вовсе приговаривает свежесть продукта жить считанные часы.
В городе давно существуют точки на рынках специально отведенные для домашних товаров, цена там приемлемые от 50 до 300 тенге. Зелень и рассаду можно выставлять легко, но молочные продукты требуют тщательной проверки экспертов на чистоту, кислотность, плотность и жирность. Заниматься бумажной волокитой никто не хочет. А покупатель верит на слово. Естественно, спрос рождает предложение. Раньше власти могли лишь пригрозить пальцем нерадивым продавцам, но теперь статья 165 передана областному отделу предпринимателей: – 165 статья подразумевает административную ответственность за торговлю в неустановленных местах. Есть список, где прописаны места распространения продуктов. После предупреждений продавец может получить штраф до пяти МРП, – рассказывает главный специалист отдела реализации и государственной торговой политики управления предпринимательства и промышленности ВКО Аскар Амренов, – Стихийная торговля – больное место города. Раньше по этому вопросу работали только мобильные группы совместно с СЭС и акиматом города, и носили предупредительный характер. Но этот вопрос уже нужно решать более радикально согласно законодательству. |
|
Покупая эту продукцию, вы рискуете здоровьем |
Начальник Усть-Каменогорской территориальной инспекции Екатерина Коллеганова говорит: – Эти продукты не проходят никакой проверки, и мы не знаем здорово ли животное, которое дает продукт, здоров ли продавец, качественен ли продукт. Нет ни санитарных книжек, ни документов. Элементарно, покупатель должен понимать в каких санитарных условиях хранится продукт. Мы сами можем увидеть, что летает тополиный пух, на улице жарко, пыль и грязь. Молочные продукты быстро портятся. Единственный аргумент, который нам приводят покупатели – цена. Но и это спорный вопрос, она не слишком разнится с магазинной. В теплую погоду у молока на 3-4 процента поднимается кислотность. Но, продукция все же приобретается, а потом звонят нам и говорят, что купленные яйца «засиженные». Поговорить с продавцами оказалось очень сложно. Лишь завидев представителей власти, они в миг собрали нехитрые прилавки и разбежались. Ситуация раздражает не только представителей структур, но и предпринимателей: |
|
Уличной торговле - нет! |
– От них спасу нет. Это постоянный мусор, они не убирают за собой, шум. Покупатели не знают, где купить, у нас стоит продуктовый магазин. Но все же мы периодически слышим, как горожане получают инфекции из непроверенных продуктов. Вот сейчас вы пришли, они попрятались, а уйдете, так через пять минут выйдем. Проблеме не один год, мои предшественницы рассказывали, что постоянно боролись уличными торговцами, – говорит администратор магазина «Березка».
Главной причиной предпочтения улице, по словам торгашей, нехватка мест на рынках.
– Мест выделено предостаточно. Проблема в ином – просто не хотят заниматься документами. Ведь у каждого продавца должны быть документы удостоверяющие в качестве продукта. На рынках есть льготные места, цена за место зависит от количества товаров, но с пенсионерки, торгующей зеленью, не возьмут за место не копейки. Есть специально предписанные места для торговли, нарушение – значит самовольную установку. Разъяснительная работа проводится постоянно, – говорит заместитель начальника отдела предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии Усть-Каменогорска Светлана Давыдова.
Мы решили отправится на ряды рынка и удостоверится, что места есть. Железные прилавки находятся в порядке, и некоторые из них готовы принять продавца прямо сейчас:
– У нас много свободных мест. С некоторых пенсионеров вообще денег не Брем, да и за что, если она двумя пучками петрушки торгует. Все зависит от количества товара. Ну, в основном, от 50 до 200 тенге. На наших рядах предлагают рассаду и зелень. Но, люди предпочитают стоять на проходах, чтобы люди постоянно шли мимо, а внутри рынка немного иначе, – говорит контролер Центрального рынка «Ануара» Галина Абенова.
«Попробовать» на вкус продукт получилось лишь хитростью – за 80 тенге мы пробрели литр молока у бабушки, которая спрятала товар в ларьке. Его то мы и отнесли в лабораторию, чтобы узнать, что же мы могли выпить. – Чистоту мы определяем по таблице заверенной гостом. Есть три подразделения – 1, 2, 3 степень. Через прибор молоко фильтруется, позже результат по цвету сравнивается с таблицей. Пробу, взятую с вашего молока, можно применять лишь для пойки животных. Степень загрязнения – 2, на торговлю можно выставлять молоко только с первой степенью. Кислотность продукта так же повышена – 24, а должно быть 22. Возможно это из-за неправильного хранения, либо молоко вечернее и неохлажденное, поэтому начался бродильный процесс, – заключила ведущий специалист Нургатипа Касенуалиева. |
|
Заключение экспрета - уличное молоко некачественное |
Уличные торговцы с недавнего времени облюбовали себе двор по проспекту Независимости, 10, что за рынком «Заречный». Там целый ряд продавцов «домашнего» продукта. Сметана, творог, молоко – обеспечивает средства на жизнь примерно десяти женщинам. Жители дома устали спорить с дамами:
– Я живу в первой квартире, они сидят прямо под окнами. Целыми днями шум, движение. Свои коробки бросают прямо под окнами. А говорить с ними не получается. У меня сердце больное, нога сломана, а покоя нет, – сетует Валентина Михайлова.
– Мы постоянно выясняем, кто же прав. Мусор кидают прямо под окна. В ряд выстроились, приходится каждый день дом обходить. Сил нет доказывать, что они не должны тут быть, да и бесполезно, – поделилась жительница восьмой квартиры Галина Акаловская.
Полицейские провели еще одну беседу с продавцами и попросили собрать свои вещи и уйти домой. Пора закачивать эту игру в кошки-мышки.
Газета «Өскемен»