Антикоррупционные меры не доходят до народа. Казахстанцы назвали самые коррумпированные госструктуры. Исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan» Сергей Злотников предлагает свои меры по борьбе со взяточничеством.
По данным опроса, проведенного Международным республиканским институтом (IRI), 41% респондентов назвали самой коррумпированной организацией дорожную полицию, 32% – таможню, 26% – вузы, 23% – суды, 18% – прокуратуру. 38% опрошенных отметили, что лично давали взятку за медицинские услуги, 35% – полицейскому, 22% – школьной администрации, 20% – госслужащему за возможность устроиться на работу. Опрос проводился с 3 по 13 апреля во всех областях Казахстана, Астане и Алматы с общей выборкой в 1500 совершеннолетних мужчин и женщин, опрошенных в случайном порядке. Результаты опроса были оглашены 18 мая.
«Сейчас мы работаем над еще большим укреплением института защиты конфиденциальности источников информации, а также свидетелей, сообщающих о фактах коррупции», – рассказал «&» замглавы Агентства по делам госслужбы Аскар Шоманов. При этом госорганом, осуществляющим межотраслевую координацию антикоррупционной политики, является финполиция, добавил он.
В финполиции нам не смогли оперативно прокомментировать результаты опроса IRI.
«Коррупция в дорожной полиции выросла, когда им предоставили возможность изымать права по любому поводу, к примеру за неуплату водителями штрафов, хотя сбор поступлений в бюджет не входит в компетенцию полицейских», ¬– рассказал «&» г-н Злотников. Кроме того, по его словам, сейчас распространен подлог правонарушений. «Скажите, видел ли кто, чтобы на ваших глазах оштрафовали водителя за выброс мусора? Однако если посмотреть на статистику, только в Алматы за это оштрафована масса водителей. Но только кто знает, действительно ли водитель мусорил или он ехал в нетрезвом состоянии, но смог договориться? Или лишение прав через суд. В законодательстве есть положение, что если в течение трех месяцев вы ничего не нарушили, это решение может быть аннулировано. Это еще один из примеров взращивания коррупционной почвы. Поэтому первое, что я бы порекомендовал, это освободить дорожную полицию от несвойственных ей функций», – считает собеседник.
Кроме того, г-н Злотников не согласен с нахождением таможни в составе Минфина. «На мой взгляд, это должно быть отдельное ведомство, причем более прозрачное и подотчетное, – высказывает он свою точку зрения. – Следует автоматизировать процесс досмотра, установив камеры и другое оборудование, а также поднять зарплату, что должно послужить сдерживающим коррупцию фактором. Нужно стремиться не за ростом выявления преступлений и доведением их до суда, а за их профилактикой».По его мнению, государству необходимо выстроить правильную систему движения финансовых потоков и контроля за ними. «Почему не осваиваются госпрограммы? – задается вопросом г-н Злотников. – Деньги растрачиваются на двух этапах – когда они в пути и когда они лежат на остатках банковских счетов. У нас Нацбанк выведен из структуры правительства и подотчетен президенту. А перевод денег осуществляет Комитет казначейства Минфина. Не логично было бы объединить эти структуры и подчинить главе государства? А внедрив электронную систему контроля, можно было бы полностью отследить расход денег».
Что касается судов, то, по мнению г-на Злотникова, для начала следовало бы сделать их более независимыми. «Под этим я подразумеваю реформирование процедуры отрешения судьи от должности – наподобие импичмента. Второе – дать судам самим утверждать свои бюджеты, – считает собеседник. – В соблюдении законности важна роль прокуратуры, которая тоже нуждается в реформе. Уголовный кодекс не самый хороший инструмент для борьбы с мздоимством. Например, за неправомерный приговор, повлекший за собой ущерб бизнесмену, судью надо привлекать к гражданско-правовой ответственности. Возместив материальный ущерб из своего кармана, в следующий раз он внимательно подумает, прежде чем выносить подобные решения и брать взятки. И на практике это работает гораздо лучше! А главное, нужно поменять подходы и критерии оценки эффективности работы судов». Сегодня доля оправдательных приговоров в их общем количестве составляет около 0,1%, то есть на тысячу осужденных один оправданный, привел цифры исполнительный директор Transparency Kazakhstan.
«В борьбе с коррупцией важно неприятие самим обществом этого явления. Если общественность и СМИ не начнут совместную борьбу, никакой гарант не повлияет на систему в целом», – подытожил г-н Злотников.
Арман Джакуб. Деловой еженедельник «Бизнес&Власть»