Мы все долго гадали: что за такая местная полиция будет в Казахстане с 1 января 2016 года? И вот начались разъяснительные пресс-конференции с участием представителей акимата и Департамента внутренних дел ВКО. Кроме разъяснения, нам поведали о необходимости единения полиции с народом, «Соседском надзоре», «Нулевой терпимости» и прочих громких названиях и лозунгах.
Вообще, странно слышать о единении полиции и народа в борьбе с правонарушениями. Во-первых, стоит лишь нам позвонить 102, чтобы сообщить о правонарушении, как мы же и будем писать всякого рода объяснительные: почему позвонил, зачем позвонил, для чего позвонил. Это и есть единение?
Во-вторых, если уж говорить о «нулевой» терпимости, тогда давайте будем конкретными: на наш взгляд, если в отношении государственного служащего имеется вынесенный и не отмененный приговор, пусть и не вступивший в силу, пускай он на глаза общественности не появляется. Не должен ли он сидеть в кабинете, пока приговор не отменят? Имеет ли он моральное право с трибун выступать, призывать, например, к «нулевой терпимости», если ему в любой момент могут сказать «На себя посмотри»? Даже с учетом презумпции невиновности, на наш взгляд, такие действия дискредитируют государство и эту пресловутую «Нулевую терпимость». Значит, одних, которые только спичку кинули на асфальт, мы не должны терпеть, а других, имеющих на руках приговор – просто обязаны? Почему в нашем обществе это прослеживается?
Про общественные советы, о которых нам поведали, действующие в борьбе с правонарушениями, мы уже писали. Это не те общественные советы, которые действуют при ДВД, а те, которые собираются при филиалах акимата, так называемых комитетах местного самоуправления. Ходили мы с ними в рейд. Складывается ощущение, что имеешь дело с толпой дилетантов, которые не утруждают себя изучением нормативно-правовых актов, но способных ходить и советовать. Спросите их, в чем отличие грабежа от кражи? Квартира была ограблена или обворована? Вот как они понимают квалификацию деяния, так и советуют. Причем советуют профессионалам: вы, дескать, то неправильно делаете, да другое. Если до сих пор многие собственники квартир считают допустимым отключение электроэнергии в квартирах должников по взносам в КСК, как они планируют действовать в «Соседском надзоре»?
К тому же, если вышел человек в рейд, а ему прилетела пуля в лоб, будет государство озабочено благополучием его семьи? А если он переломает себе руки, ноги и станет инвалидом — дополнительную надбавку к пособию дадут, как лицу, обеспечивавшему общественный порядок? Вот и непонятно дополнение к статье 3 Закона «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» о компетенции местных представительных органов: «принимают меры по вовлечению граждан в охрану общественного порядка».
И вообще, почему граждане должны принимать активное участие в обеспечении правопорядка на фоне всеобщей гуманизации? Преступника вышвыривают из мест заключения в мир, в котором законопослушным и то уже места не остается, и где ему выживать приходится в бушующих волнах безработицы, роста цен, инфляции и тошнотворных выступлений с трибун о настигающем его благоденствии благодаря отпуску цен на все в свободное плаванье. Притом, работодатель возьмет справку о судимостях, в которой будет обозначено все, вплоть до даты, когда тот описался в детском возрасте. И на работу не возьмет! И пойдет бывший вор вновь воровать. Или, уже грабить. А население будет толпой его ловить. Видимо, для разнообразия времяпрепровождения.
А теперь вернемся к поправкам к Закону «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Изменилось, оказывается общее название всей той полиции, что относилась к административной: подразделения участковых инспекторов полиции и их помощников, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приемников-распределителей и специальных приемников. Они теперь местные. И больше ничего. Тот же местный бюджет. Те же отчеты. Начальником местной полиции будет заместитель начальника ДВД, УВД и РОВД.
К деятельности отнесены профилактика правонарушений; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; предупреждение и пресечение уголовных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам. Вроде, ничего не меняется. За исключением некоторых «НО». И на них мы сейчас обратим внимание.
Для начала, Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Теперь маслихаты будут согласовывать кандидатуру начальника местной полиции по представлению МВД. В этом месте, наверное, нам нужно прослезиться от умиления: теперь будут ставить в начальники тех, кого все общество любит и уважает.
Теперь аким области, города республиканского значения, столицы ставит перед местной полицейской службой задачи по обеспечению правопорядка местного значения, контролирует их исполнение, не реже двух раз в год заслушивает соответствующие отчеты руководителя местной полицейской службы. Хорошо, если это будет так: «В таком-то районе увеличилось количество грабежей. Бросьте туда по возможности все силы». Акимы разбираются в тактике борьбы с правонарушениями? Вдруг, они начнут указывать, как нужно патрулировать, да что не нужно делать. Или, начнут давать указание, например, разобраться с неугодной прессой, и начнутся остановки транспорта, досмотры, задержания.
Норму закона «Начальник местной полицейской службы не реже двух раз в год отчитывается о деятельности местной полицейской службы перед представительными и исполнительными органами, один раз в год – перед населением» мы еще понимаем. У них есть целое Управление информации, чтобы писать многотомные отчеты.
А вот как понять задачу, поставленную перед участковым инспектором? Цитируем: «Участковый инспектор полиции не реже одного раза в квартал отчитывается перед населением, проживающим на административном участке, коллективами предприятий, учреждений и организаций».
Хотели мы посмотреть, что входит в обязанности участкового инспектора полиции. И чтобы вы думали? Нет нигде приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 июня 2010 года № 282 «Об утверждении Правил по организации деятельности участковых инспекторов полиции органов внутренних дел и их помощников». Точнее, он есть, но найти его невозможно. А если он утратил силу, так должна быть о том информация. Но, не можем найти! И вот тут уже сомнение: сможет ли население слушать отчет, не зная его функциональных обязанностей?
В начале двухтысячных был приказ, содержащий 13 пунктов в обязанностях участкового инспектора полиции. Часть из них, наверняка, исключена. Догадываемся, что в его обязанности входит сейчас охрана общественного порядка; предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление причин и условий, способствующих их совершению; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; в соответствии с отдельными поручениями, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших; участие в правовом воспитании населения, изучение общественного мнения о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел; оказание помощи гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, в результате происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; оказание содействия сотрудникам патрульной полиции; взаимодействие с населением, государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности по вопросам профилактики правонарушений, а также содействие в осуществлении ими законных прав; надзор за освобожденными из мест лишения свободы.
Если мы правы, так что – этого мало? Видимо участковые инспекторы, и, наверное, это видно из депутатских и министерских кресел, все выполнили, и теперь сидят в своих участках, «катают» карандаш. Ура, теперь хоть будут писать отчеты! Ежеквартально!! Многостраничные!!! Мы выслушаем, ахнем, и закачавшийся уровень преступности обрушится вниз, вдребезги разобьется о пол и провалится, наконец, в «подвал» статистики, когда преступник начнет всех одаривать своими альтруистическими делами!
В общем, мы так и не поняли сути этих новшеств и вложения в это дополнительных средств. Ведь даже на организацию выступлений для разъяснения новшеств и то средства нужны. Неужели там, наверху, настолько уверены, что правопорядок зависит не от разумных действий органов власти, а от количества отчетов перед населением? Какая всем нам разница, что в этом году убили не двадцать человек, а всего десять? Ведь в совокупности убито тридцать! И легче ли нам станет жить, если мы будем знать, что убивать стали не из жадности, а из-за обозленности или стремления покушать за счет соседа?