Новый год казахстанцы могут встретить с новыми ценами на алкоголь. Если 17 декабря Беларусь, Казахстан и Россия подпишут межправительственное соглашение о гармонизации акцизов на алкоголь и табак, о чем сообщил журналистам заместитель министра финансов РФ Сергей ШАТАЛОВ. Это означает, что страны Таможенного союза будут уравнивать свои акцизные сборы. Причем ставки будут выравниваться не только по крепкому алкоголю, но и по слабоалкогольным напиткам и сигаретам.
– Если ставки акцизов будут расти, как предлагают россияне, то к 2020 году пол-литровая бутылка водки будет 1,5 тысячи тенге. Сегодня у нас минимальная цена на водку в магазине – 320 тенге. То есть цена вырастет в пять раз. Причем без учета национальных особенностей казахстанского рынка алкоголя, – считает президент Ассоциации КАЗАЛКО Амиржан КАЛИЕВ.
Ценой пьянство не вылечишь.
В России остро стоит проблема алкоголизма. По данным Минздрава РФ, среднее потребление алкоголя у соседей составляет больше 10 литров абсолютного спирта в год. В рамках борьбы с алкоголизмом российское правительство постоянно повышает акциз на алкоголь.
Так, с начала 2010 года была впервые введена минимальная розничная цена (МРЦ) на водку. Тогда она стоила 89 рублей (436 тенге) за пол-литра. Причем акцизный сбор составлял 50 рублей, а стоимость производства водки – всего 20 рублей.
В 2011 году МРЦ выросла до 98 рублей (470 тенге). А в 2012 году акцизы на алкоголь и спирт были увеличены в два этапа: с 1 января они выросли на 10 процентов, с 1 июля – еще на 20. В итоге простая недорогая водка стоит в магазине не меньше 125 рублей (600 тенге) за 0,5 литра.
При этом контрольное ведомство – Росалкогольрегулирование (РАР) – индексирует и другие виды напитков. Так, коньяк 0,5 литра с 1 июля должен стоить 219 рублей (1050 тенге) в рознице. Также регулируется три вида цены: от производителя, оптовая и в магазине.
– Правительство России уверено, что, повышая акциз и цену на алкоголь, можно заставить людей меньше пить. На наш взгляд, это ошибка, – считает А. Калиев. – Тот, кто пьет сейчас, пить будет всегда. Но при высокой цене и низкой доходности населения возрастает спрос на продукцию сомнительного происхождения – самогон, спиртосодержащие моющие и технические средства.
Это признают и сами россияне. По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя за 2009 год, в стране было выпито около 1 миллиарда литров легальной водки и ликеро-водочных изделий, 800 миллионов литров нелегальных спиртных напитков и 600–650 миллионов литров суррогатов. То есть правительство при всем желании не может контролировать даже половину рынка алкоголя.
Вслед за водкой подорожает бензин?
– У нас с россиянами разные проблемы. В Казахстане объем потребления крепких напитков постоянно снижается. За последние 10 лет объем рынка водки упал на 30 процентов. Количество предприятий сократилось вдвое: с 52 до 25 заводов. Только в этом году закрылось два ликеро-водочных и один спиртзавод. Наш рынок сужается и без ужесточения правил. Благодаря низкой ставке акциза мы держим доступную цену на качественную водку. Именно поэтому у нас нет фактов массового самогоноварения, – уверен А. Калиев. – Оттого мы против повышения акцизов.
Сегодня ставка акциза на водку в Казахстане составляет 200 тенге на литр. Или 100 тенге на бутылку 0,5 литра. Это 40 процентов от оптовой цены производителя.
– Если мы будем повышать акциз, то увеличится спрос на нелегальную продукцию. Следом усилится ее производство. Сократятся и налоговые поступления, – уверен глава ассоциации.
Кроме спиртного, акциз применяется и к другим товарам. Так, по законодательству России подакцизными товарами являются табачная продукция, легковые автомобили, мотоциклы и ГСМ. И ставки этих налогов тоже постоянно растут. Так, например, в 2011 году цена на автомобильный бензин Евро-3 составляла 7382 рубля за тонну. 1 июля 2012 года ставка выросла до 7882 рублей, с 2013 года вырастет до 9750 рублей, а с 2014 года – до 10 725 рублей за тонну.
Судя по тому, как активно правительство России продавливает “гармонизацию” акцизных сборов на алкоголь и табак, завтра такая же ситуация может повториться и в отношении других товаров. В итоге получится, что Казахстан, подстраиваясь под более сильного партнера, на самом деле может потерять самостоятельность в рамках Таможенного союза.