Сначала они выпили. Потом гражданин Одухотворенный (фамилии изменены) пытался дать разводным ключом по голове своему зятю. Потом обидчика вышвыривают на улицу, тот идет за ружьем, стреляет или в воздух или по окнам, а заодно из того же ружья убивает соседа. В итоге, никакой уголовной ответственности…
Все происходило в дачном кооперативе, на улице, которой более всего подошло бы название «Сумеречная». Был июль месяц. Вечерело. Как поясняет первый потерпевший, гражданин Жилин, он с мамой, сестрой и ее мужем, обедали на даче у дяди. Выпили. Зашел разговор о давнем конфликте со сторожами. Жилин ушел на свою дачу. Вскоре туда же явился и дядя Одухотворенный. Снова выпили. Смотрели кино, разговаривали. Опять зашел разговор о сторожах.
Возникла ссора, в ходе которой Одухотворенный схватил разводной ключ. Жилин отнял ключ у Одухотворенного. Тот схватил другой ключ. Он отобрал и этот ключ, и вытолкнул Одухотворенного за дверь. Одухотворенный споткнулся, упал на пороге. Жилин облил его водой со словами: «Приди в себя», вытолкнул за дверь и закрылся изнутри.
Одухотворенный вскочил, стал ломиться в дверь, палкой бил в стекло, затем сбегал к себе и взял ружье. Жилин увидев Одухотворенного с ружьем, закрыл дверь на замок. Одухотворенный стал стрелять в воздух. Тут послышался голос: «Что ты воюешь тут?». Вновь прозвучал выстрел, и Одухотворенный ушел. Вскоре был обнаружен убитый сосед. Все его лицо было в крови и следах от дроби. При вскрытии были обнаружены у убитого 68 слепых и сквозных ранений в результате огнестрельного дробового ранения головы и шеи. Подробности излишни, а потому описывать все ранения не будем.
Мужчину убили на глазах внука, 1990 года рождения. Причем внук, на допросе, показал, как Одухотворенный, перед выстрелом, сказал деду: «А, это ты, я давно хотел тебя пристрелить». А потом он, боясь за свою жизнь, перебежками убегал и прятался, в то время как Одухотворенный сказал какой-то женщине: «Молчать, я тут всем рот закрою, что ты хочешь пулю в лоб получить?»
В то же время сосед, затем проходивший по делу в качестве свидетеля, слышал шум на даче Жилина. Увидев Одухотворенного с ружьем, он позвонил в полицию. Затем послышались выстрелы, а вскоре обнаружился убитый. Пока с Жилиным осматривались, подошел Одухотворенный с ружьем. Сосед схватился за ружье, Одухотворенный двумя руками пытался ружье, видимо, отобрать. Прозвучали еще два выстрела. Затем Одухотворенный упал, стих, и его отвели домой.
Видели Одухотворенного и другие свидетели. Одному тот сказал: «Иди, а то будешь выступать, ты получишь». Характеризуя Одухотворенного, одни утверждают, что он вспыльчивый, другие – спокойный. Одни с ним дружили, другие враждовали из-за пчел или перекрытого доступа к скважине. Кто-то пояснял, как при встрече Одухотворенный их не узнал. Сам потерпевший Жилин в суде пояснил, что раньше за Одухотворенным наблюдалось непонятное состояние, он был замкнутым. А всему виной были, мол, семейные неурядицы.
Сам Одухотворенный, как следует из материалов дела, сначала отказался от дачи показаний. Однако потом показания все же дал: «племянник уговаривал выпить еще, потом ударил газовым ключом и вытолкнул за дверь. Потом ничего не помню. Очнулся в наручниках».
Естественно, в ходе следствия назначались экспертизы, в том числе психиатрическая. Ее проводили в Восточно-Казахстанском областном психоневрологическом диспансере. Экспертиза длилась 3-4 часа, в ходе ее Одухотворенному сделали рентген черепа, осмотрели нейрохирург и психолог.
Эксперты написали: «Сознание сохранено. Ориентирован в месте, времени и собственной личности. Цель направления на экспертизу понимает правильно. Обманы восприятия и бредовые идеи отрицает. Эмоционально адекватен».
Однако при даче заключения не дали ответа на 8 вопрос, на 12 вопрос написали, что он некорректен, так как посчитали, что эти обстоятельства освещены при ответах на предыдущие вопросы. Уже в суде эксперт высказался, что поступили «не совсем правильно», «надо было все подробно еще раз осветить. Не учли возраст».
В ходе предварительного слушания судом была назначена стационарная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в Алматы, рекомендовавшая считать Одухотворенного невменяемым.
Эксперт из Алматы пояснил, что болезнь Одухотворенного, возможно, стала развиваться 10-15 лет назад, с момента диагностирования сахарного диабета. И, хотя он не наблюдался у невролога и психиатра, у него органическое расстройство личности, цефалгия – повышенная чувствительность к внешним раздражителям, которое не лечится. А к психиатру не обращался, так как боялся лишиться водительских прав. И даже, если Одухотворенный никогда не терял память и сознание, у него могло развиться сумеречное помрачение. А в сумерках люди не только могут переодеваться, находить предметы и тому подобное, но и даже путешествовать. Сам Одухотворенный возможно будет опасен для себя.
В общем, временное расстройство психической деятельности лишало его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Было рекомендовано назначить принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа по месту жительства. Посчитали, что Одухотворенный не представляет опасность для окружающих, так как перенес временное психическое расстройство в форме пароксизмального сумеречного помрачения сознания.
Возникло противоречие: одна экспертиза рекомендует признать вменяемым, другая – невменяемым. ВК ОПНД смотрели Одухотворенного один раз, ответы дали небрежно, упустили существенный момент – влияние возраста. По мнению суда, это свидетельствует о торопливом, не обстоятельном проведении экспертизы. РГКП «Республиканский центр психиатрии, психотерапии и наркологии» экспертизу провели с полным, всесторонним обследованием в условиях стационара. Соответственно, с точки зрения суда, она является более достоверной.
Одухотворенный обвинялся в совершении хулиганства, совершенное с применением или попыткой применения огнестрельного ранения (что уже наказывается ограничением или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет), покушении на преступление и убийстве (вплоть до пожизненного лишения свободы).
А в итоге Специализированный межрайонный суд по уголовным делам вынес постановление: Одухотворенного освободить от уголовной ответственности за совершение им в состоянии невменяемости общественно опасного деяния; назначить Одухотворенному принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
Так как в соответствии со статьей 930 Гражданского Кодекса Республики Казахстан на супруга может быть возложена обязанность возместить причиненный вред и процессуальные издержки, то были в полном объеме удовлетворены иски потерпевших Жилина и дочери погибшего в части материального вреда и частично морального вреда. В пользу Жилина присудили расходы на представителя 100 тысяч и 20 МРП морального вреда. В пользу дочери присудили 953 837 тенге материального вреда и 620 МРП морального вреда.
На постановление в суд вышестоящей инстанции были поданы частные жалобы от представителя потерпевших (отменить постановление суда первой инстанции) и ответчика (супруга просила постановление в части гражданского иска отменить, в иске потерпевшим отказать, поскольку она является нетрудоспособным лицом).
Суд апелляционной инстанции постановил: постановление суда первой инстанции по существу решения признано законным, однако подлежит отмене в части разрешения гражданского иска, с вынесением нового постановления. Согласно части 3 статьи 930 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, обязанность возмещения вреда возлагается на трудоспособного супруга. А жена является пенсионеркой, что исключает ее из числа гражданских ответчиков.
А теперь задайтесь вопросом: как защищены налогоплательщики, если любого могут убить в «сумеречном состоянии сознания» граждане, имеющие оружие и разъезжающие на автомашинах? Мы не нашли в материалах ни одного процессуального документа, например, о лишении Одухотворенного водительских прав! А на какой срок он положен в больницу? 10 лет он будет лечиться или месяц? И, если невозможно взыскать причиненный вред с супруги, тогда пусть расплачиваются государственные органы! Например, те же медицинские учреждения. Ведь проходит водитель медкомиссию. Как его, такого «сумеречного» до вождения допустили?
Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»