Нерешенные вопросы во взаимоотношениях с министерством индустрии и новых технологий (МИНТ) Казахстана, в частности задержки с заключением обязательных инвестиционных соглашений, являются следствием неудовлетворенности правительства условиями контракта, заключенного с корпорацией AES в 1997 году и известного как Алтайское соглашение, считает вице-президент компании AES по СНГ Майкл Гленн Джонаган.
В соответствии с Алтайским соглашением, корпорация AES работает в Казахстане с 1997 года. В настоящее время компания на правах собственности владеет Усть-Каменогорской и Согринской ТЭЦ, а также на правах концессии управляет Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС. Компания также управляет АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», АО «Восточно-Казахстанская Региональная Энергетическая Компания» (ВК РЭК) и ТОО «Шыгысэнерготрейд».
ДОГОВОР – ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Как сообщил Джонаган в беседе с журналистами в Алматы, в соответствии с законодательством, компания должна заключать с профильным министерством инвестиционные соглашения. Однако, по ряду генерирующих предприятий эти соглашения не заключены ни на 2011, ни на 2012 годы.
«На данный момент складывается ситуация по ГЭС таким образом, что инвестиционные соглашения не подписываются, скорее, ввиду каких-то политических моментов, возникающих из существующей ситуации с Алтайским соглашением, нежели ввиду каких-то законных оснований», - сказал представитель компании.
По мнению Джонагана, правительство в настоящее время не устраивают условия, закрепленные в Алтайском соглашении.
«Но, как известно, договор – дороже денег, и в свое время обе стороны подписали его, поэтому вынуждены следовать этим условиям. И ввиду того, что правительство не довольно тем, как структурирован сам этот договор, они находят другие способы, как «подсластить» нашу жизнь», - заметил топ-менеджер AES.
По его словам, компания со своей стороны выполняет все требования законодательства.
«Мы предоставили в министерство на рассмотрение требуемые документы для заключения инвестсоглашений, и бездействие в этом плане складывается ввиду ситуации, которая развивается, видимо, внутри министерства», - добавил он.
Описывая сложившуюся ситуацию, Джонаган предположил, что в данном случае имеет место так называемое «раскаяние продавца», жалеющего об условиях заключенного ранее договора.
Вместе с тем он напомнил, что с 1997 года по 2006 год, когда экономическая ситуация в стране была не очень благоприятной, условия контракта правительство устраивали.
«А с 2006 года, когда ситуация стала выправляться, (…) поднялся этот вопрос», - констатировал он.
Джонаган подчеркнул, что компания, в соответствии с требованиями законодательства, будет продолжать готовить проекты инвестиционных соглашений и передавать их в МИНТ.
«И вне зависимости от того, будут они подписываться или нет, мы будем реализовывать инвестиционные проекты, отраженные в этих соглашениях, потому что эти проекты необходимы для стабильного функционирования станций», - подчеркнул он.
Представитель компании сообщил, что в настоящее время компания реализует в Казахстане ряд инвестиционных проектов по модернизации станций на общую сумму около 75 миллионов долларов.
«Я считаю, что это правильное решение. Мы делаем то, что необходимо делать в этой ситуации и, постепенно наблюдая за ней, министерство, надеюсь, пересмотрит свои взгляды и, возможно, поменяет свою позицию», - сказал он.
В марте 2011 года МИНТ Казахстана сообщало, что не подписывало инвестиционное соглашение с компанией AES на 2011 год, считая что компания планирует слишком низкий уровень инвестиций в свое производство в Казахстане.
«На сегодняшний день мы, к сожалению, до сих пор не подписали инвестиционное соглашение с компанией AES. Причина в одном – мы не согласны с теми инвестициями, которые они собираются вкладывать в свои предприятия», - сказал тогда вице-министр ведомства Дуйсенбай Турганов. По его сведениям, AES при планируемой прибыли около трех миллиардов тенге намерено было вложить в свои производства инвестиции около одного миллиарда тенге.
«Понятно, что это ни в какие рамки не идет, нарушается принцип «Тарифы - в обмен на инвестиции», мы понимаем, что компанией предусмотрены какие-то расходы на дивиденды, но не в таком же объеме», - сказал Турганов.
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ТАРИФЫ
Джонаган также подтвердил намерение компании передать обратно под управление государства АО «Восточно-Казахстанская Региональная Энергетическая Компания» (ВК РЭК) и ее дочернюю компанию - ТОО «Шыгысэнерготрейд», несмотря на то, что договор управления действует до 2014 года.
Ранее компания сообщала, что за прошедшие годы была проделана огромная работа по возврату незаконно отчужденных линий энергопередач и созданию единой региональной энергопередающей компании АО «ВК РЭК», погашены финансовые обязательства и долги по заработной плате работникам, начата программа модернизации электрических сетей Восточного Казахстана, существенно уменьшены потери электроэнергии, внедрены инновационные технологии обслуживания потребителей.
Производственные показатели на данных предприятиях существенно повысились, и наступило время возврата АО «ВК РЭК» и ТОО «Шыгысэнерготрейд» под управление государством, говорилось в сообщении AES.
По словам Джонагана, компания планирует передать эти компании под управление государства в первом квартале 2012 года. Вместе с тем он пояснил, что решение о досрочном возврате компаний государству связано и с решением правительства ввести мораторий на повышение тарифа на электроэнергию перед прошедшими в стране парламентскими выборами.
«И ввиду сложившейся ситуации с введением моратория на повышение тарифов ввиду предстоящих выборов, которые уже прошли, мы приняли решение, что будет более целесообразным позволить государству разбираться с возникающими проблемами», - сказал он.