Суррогатная мать отказалась отдавать малыша его биологическим родителям. «Мама напрокат» родила недоношенного ребёнка, и заказчики отказались выплачивать ей компенсацию в полном объёме. Немало подобных примеров насчитывает мировая практика. В Казахстане в ближайшее время поводов для судебных разбирательств, связанных с суррогатным материнством, станет меньше, поскольку внесён ряд поправок в Кодекс РК «О браке и семье».
ЗАКОНОМ ПО БЕСПЛОДИЮ
Принятый в 2004 году в Казахстане Закон «О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления» имел немало дыр. Он защищал права заказчиков, оставляя суррогатным матерям только обязанности. Не были защищены и права ребёнка в случае отказа от него биологических родителей, их смерти и т.д.
В этом году депутаты парламента РК и доктора репродуктивной медицины, учитывая опыт других стран, внесли ряд изменений в Кодекс «О браке и семье», которые защищают права трёх сторон: суррогатной матери, биологических родителей и ребёнка. Утверждён возраст и статус «мамы напрокат». Это должна быть женщина 20-35 лет, обязательно имеющая собственных детей.
– Ограничения по возрасту взяты не случайно, – поясняет директор Института репродуктивной медицины г. Алматы Тамара Джусубалиева. – Роды после 35 лет имеют повышенный риск акушерских осложнений. Мы не имеем права подвергать риску здоровье потенциальных суррогатных мам, поэтому в вопросе допуска женщины к суррогатному материнству должна быть принципиальность.
Раньше матерью изначально признавалась суррогатная мать, которая потом передавала родительские права супружеской паре. Согласно новым поправкам заказчики признаются родителями ребёнка сразу после его рождения и вносятся в свидетельство о его рождении. В случае отказа суррогатной матери отдать ребёнка закон выступит на стороне биологических родителей. В закон также внесена поправка, касающаяся отказа биологических родителей от ребёнка. Согласно документу, они оформляют процедуру отказа, но обязаны официально признать ребёнка своим наследником.
В случае смерти обоих родителей ребёнок передаётся их ближайшим родственникам. Если никто из родни не готов усыновить младенца, он остаётся у суррогатной матери либо в случае её отказа передаётся на попечение государства.
По словам депутата мажилиса Ольги Киколенко, поправки, касающиеся суррогатного материнства, уже приняты. Сейчас в Кодекс РК «О браке и семье» вносятся изменения в иные разделы. Кодекс проходит согласительные процедуры в сенате и должен быть утверждён до конца года.
Доктора-репродуктологи возлагают большие надежды на новый кодекс, который, по их мнению, призван внести ясность в вопросы суррогатного материнства и снять опасения как биологических родителей, так и суррогатных матерей. Тем более, что сегодня это особенно актуально на фоне растущего числа бесплодных пар. Например, в этом году количество таких пар в Казахстане увеличилось в 1,5 раза.
АЛЬТРУИЗМ ИЛИ БИЗНЕС?
Бытует мнение, что суррогатными матерями становятся в основном женщины, желающие заработать большие деньги. По словам репродуктолога отделения ЭКО АО «Национального научного центра материнства и детства» Гульнары Утеповой, это мнение ошибочно:
– В нашем центре 95% женщин становятся суррогатными матерями не из финансовых побуждений, а из гуманных. Это родственницы, подруги тех, кто мечтает, но не может завести ребёнка. Они просто хотят помочь своим близким, разумеется, не думая о коммерческой выгоде, – говорит врач.
Иные цифры называют специалисты Алматы. Президент «Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины» Вячеслав Локшин отмечает:
– В 1998 году, когда в Казахстане только начали заниматься суррогатным материнством, в 90% случаев суррогатными мамами становились женщины – альтруистки, в остальных 10% – желающие поправить своё материальное положение. Сегодня ситуация изменилась полярно: примерно 80% договоров имеют коммерческую основу. Суррогатные матери оценивают свои услуги от 10 тысяч долларов, – рассказывает он.
Почти аналогичную статистику приводит директор Института репродуктивной медицины Тамара Джусубалиева. По ее словам, в их центре из 100 проводимых в год программ примерно 70 осуществляются за финансовое вознаграждение. Но какими бы мотивами ни руководствовались суррогатные матери, на сегодня они – единственная надежда для тысяч супружеских пар, которые мечтают, но не могут завести собственное чадо.