Этой публикации могло не быть, если бы не встреча с Клодом Абитболем - человеком деловым и увлеченным, атташе по научному сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане. Любопытно, что именно он, представитель другой страны, открыл нам историю некогда забытой гидроэлектростанции - Тургусунской ГЭС. О ней упоминается в изданиях восточноказахстанцев. Изучение этих архивных источников стало главным в деятельности Клода во время его пребывания в нашем регионе. Общались мы через переводчика - Татьяну Осипову, она является координатором Французского читального зала областной библиотеки им. А.С. Пушкина.
По велению царского кабинета
По словам Александра Григорьевича, история эта берет начало еще во временах правления Петра I. Тогда, в семнадцатом-восемнадцатом веках, на территорию современного Восточного Казахстана с завидной популярностью отправляли экспертов, сдавали в аренду места залежей полезных ископаемых. Позднее дочь Петра Елизавета приостановила деятельность крупнейшей промышленной компании Демидовых, потому как принуждала их отдавать основной доход в государственную казну, а они, естественно, этому противились. Был создан Царский кабинет, который в дальнейшем стал управлять всеми рудниками.
Наиболее полные сведения, в том числе документальное подтверждение этому рассказу, Клод нашел в книге Евгения Станиславовича Черных "Зыряновск". Вот некоторые факты, взятые отсюда.
…Из истории нашего края известно, что в 1791 году Герасим Зырянов открыл крупное месторождение в районе города, который впоследствии был назван в его честь. В это время Екатерина II, будучи заинтересованной в развитии горнорудной промышленности, всячески способствовала этому. Со временем Царский кабинет решил, что для разработки месторождений нужны мощные силы и грамотные специалисты. Для строительства рудника в Зыряновске был приглашен известный минералог, горный инженер Николай Кокшаров. Он принял активное участие в сооружении ГЭС на реке Березовка, использовав при этом венгерские технологии. Здесь вырос поселок с населением около пяти тысяч человек…
Стихия против иноземцев?
- В конце девятнадцатого века, накануне открытия Эйфелевой башни, - продолжает Клод, - в рамках сотрудничества России и Франции Александр III посетил Париж. Царский кабинет решил передать Зыряновский рудник французам в концессию (компания "Зыряновское горнопромышленное общество") сроком на 60 лет. Мы так понимаем, что был передан весь разработанный рудничный комплекс Зыряновска. Обязательства французской стороны заключались в том, что нужно было ежегодно добывать чистых металлов не менее: пяти пудов золота, 300 - серебра, 7 000 - меди, 400 тысяч пудов руды.
Французские инженеры обновили неавтоматизированное производство, запустив мощные электродвигатели и насос. Для их работы, само собой, требовалась энергия. Чтобы ее получать, близ первой гидроэлектростанции началось строительство второй, на реке Тургусун (в семи километрах от села Кутиха на высоте приблизительно 941 метр над уровнем моря). Сооружение станции, кстати, тоже с применением венгерских технологий, оснащенной тремя турбинами, было завершено в 1902 году.
Поначалу дела шли гладко, но однажды на шахте Северной случился пожар, в результате которого погибли одиннадцать человек. А затем, в мае 1902 года, на регион обрушились проливные дожди. Вода над гребнем плотины Тургусунской ГЭС поднялась на 45-50 вершков (один вершок равен 4,5 сантиметра). А в ночь с 24 на 25 мая плотина электростанции полностью разрушилась. В телеграмме, которую французские инженеры отправили в Петербург, значится, что в ту роковую ночь вода поднялась аж на 78 вершков.
Стечение обстоятельств или бунт природы против иноземцев? Происшедшее можно называть по-разному, однако факт остается фактом - гидроэлектростанция исчезла. Вдобавок, финансовые средства к тому времени были полностью вложены, а посему 1 июня работу на Зыряновском руднике остановили. Французские инженеры разорвали контракт с Царским кабинетом и оставили рудник вместе с привезенным оборудованием.
Быть или не быть…
- Затем Царский кабинет создал экспертную комиссию с целью: узнать, каково состояние дел на руднике. Предприятие признали нерентабельным. 24 августа 1904 года был издан приказ о его затоплении, - говорит Клод Абитболь. - Но не все оказалось потерянным, на поверхности имелась добытая руда. Господин И.В. Биль проводил здесь различные опыты и экспертизы, в итоге дал положительное заключение по сернокислотному способу обработки руд. 3 марта 1905 года его опыты были прекращены. 14 марта Царский кабинет заключил договор о передаче риддерских и зыряновских рудников в аренду австрийским подданным.
Евгений Черных пишет, что они работали не в полную мощность, ссылаясь на низкое качество руд. А в 1914 году отношения между Россией и Австрией обострились до предела, началась I Мировая война...
В 1916 году для возобновления работы зыряновских рудников в наш регион прибыли представители английского общества под названием "Русская горнопромышленная корпорация". Откачали из затопленных рудников воду, начали поиск новых залежей. Да вели себя нечестно, обманывали Царский кабинет, укрывая факты о нахождении залежей полезных ископаемых.
- В книге приводится текст письма господина Курселя, который пишет, что даже если они что-то найдут, необязательно сообщать об этом Царскому кабинету, - продолжает господин Абитболь. - В 1918 году они тоже покинули Зыряновский рудник, прихватив с собой все материалы и документы. Восемь лет рудник был заморожен, находился под охраной государства. Работу здесь продолжали всего лишь около 300 человек. После установления советской власти иностранные акционеры на территории Советского Союза не работали.
Из различных источников также известно, что в 1932 году строительство Тургусунской ГЭС было возобновлено и передано в ведение Зыряновского комбината. В декабре 1935 года восстановление станции завершилось. 1 января 1936 года ГЭС дала промышленный ток предприятиям Зыряновска. А 15 июля 1957 года она была ликвидирована в связи с поступлением электроэнергии из системы "Алтайэнерго".
Разработка рудника ведется до сих пор. Зато о Тургусунской ГЭС забыли, она являет собой печальное зрелище. Древнее строение напоминает музейный экспонат. По этому поводу Клод Абитболь высказывается так:
- Французы любят мероприятия, посвященные сохранности природы, стараются беречь историю своего края, даже объектов индустриального характера. Например, на старой ферме мы оставляем нетронутыми все предметы, все инструменты. Ферма становится музеем, где работают люди, переодетые в костюмы эпохи того времени. На Востоке Казахстана, тоже реально организовать такой туризм. Здесь очень много интересных мест.
Клод Абитболь поделился с нами планами относительно дальнейшего изучения истории, связанной с Тургусунской ГЭС. Он считает, что помимо двух инженеров, чьи родственники обращались в посольство, ее строительством занимались и другие французские подданные. Вместе с внуком господина Копье атташе собирается приехать в нашу область вновь в сентябре нынешнего года. Он признается, что изучать историю по отрывкам сложно. Дополнительная информация, как выяснил Клод, имеется в архиве Барнаула; разрешение на доступ к ней пока не получено.
- Я люблю Казахстан, его прошлое. Мы с другом хотим снять документальный фильм об этой истории, когда я завершу исследование. Моя дипломатическая миссия заканчивается в августе, так что мы приедем сюда как частные лица.
Собрано много материалов, которые позволяют вообразить потрясающую картину: природа и инженер-француз, который пытался покорить ее. Хочется также рассказать о людях, от которых мы узнали эту историю, - Александре Лухтанове и Борисе Щербакове. Они знают, любят и верят в будущее своего региона. Думаю, это событие станет одним из моментов плодотворного сотрудничества наших стран.