Возродить практику потребсоюзов намерен аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев. Иного пути остановить безудержный рост цен на продукты питания, по его мнению, просто нет.
– Если по-честному, – откровенничает глава города, – как таковых нормальных рычагов – административных или финансовых – у нас просто нет. Цены пытаемся сдерживать только на уровне взаимопонимания.
Видимо, получается не очень. Цены растут как на дрожжах, люди недовольны, а власть признается в своем бессилии, уговаривая предпринимателей не менять ценники в магазинах.
Аким Усть-Каменогорска решил пойти другим путем – заставить участников рынка играть по своим правилам, вернее, по правилам, которые будет предлагать государство.
– Почему цены поднимаются? Потому что каждый предприниматель ставит перед собой цель – заработать денег, ему нужна прибыль, и это понятно и естественно. Причём чем больше
– тем лучше, – рассуждает аким. – Закон этого не запрещает, выступает только против сговора, доказывать который очень трудно и долго. У государства же главное вовсе не прибыль, у него совсем другие цели. Поэтому мы предложили построить оптовый коммунальный рынок. Мы хотим стать игроками внутри этого бизнеса. Если будем процентов на 40 контролировать этот бизнес, остальным придётся оглядываться на нас. Только тогда цены не будут запредельными.
По словам главы Усть-Каменогорска, своей идеей по сдерживанию и контролю цен он уже поделился с акимом области Бердибеком Сапарбаевым. Правда, насколько эта идея окажется жизнеспособной, пока прогнозировать рано. Как признается Ислам Абишев, имеются трудности как финансового, так и юридического характера, но от самой идеи создания оптового коммунального рынка он не отказывается.
– Все помнят поставки потребсоюза. На одного поставщика и один склад было 700 магазинов. Тогда накладных расходов было намного меньше! – говорит аким. – А сегодня что получается? С юга или из Китая привезли, допустим, помидоры по 150 тенге. Доставка, разгрузка – надбавка процентов по 20, не больше – я с юга, я знаю – значит, хорошие помидоры должны продаваться максимум по 230–250 тенге, но не 400–450, как у нас. И так – во всём! Я, конечно, не хочу возрождать Советский Союз и советскую экономику, но какие-то вещи…
Кстати, под будущий оптово-коммунальный рынок в Усть-Каменогорске администрация города уже присмотрела и подходящее место. В идеале на нём по вполне «объективной цене», то есть не надуманно завышенной, будут продавать необходимые продукты питания.