Вторую неделю в центре внимания – состояние плотин и водохранилищ страны. Трагедия в поселке Кызылагаш наглядно продемонстрировала, к чему приводит бесхозяйственность в отношении стратегических объектов. А также жадность хозяев этих сооружений – они не желают тратить деньги на ремонт и в то же время не хотят вовремя спускать воду, чтобы летом продать ее подороже.
– После трагедии в Кызылагаше мы боимся за себя – прямо над нами, в горах, находится Бартогайское водохранилище, – сообщили нам по телефону жители поселка Жанашаруа Енбекшиказахского района.
Тревога вполне обоснованная: по словам сельчан, капитальный ремонт дамбы Бартогайского водохранилища и отводного канала – БАКа, а также очистка русла реки Шелек давно не проводились, а на дамбе якобы образовались трещины.
В среду, 24 марта, наши корреспонденты выехали в Енбекшиказахский район.
Вода – это выгодный бизнес
Местные жители весьма эмоционально отреагировали на приезд корреспондентов. Оно и понятно: люди напуганы, но успокоить их никто не спешит.
– Трещины в плотине всегда были, потому что она насыпная, – рассказал нам мужчина в камуфляжной форме, попросивший не называть его имени. – Я сам видел, как к плотине подгоняли машину, закачивали в щели бетон. Но вода все равно сочится сквозь камень. А внизу находятся поселки – Жанашаруа, Байсеит, Шелек, Кулаковка, Актоган, пастбища, скот... Мы-то понимаем, что вода – это чей-то бизнес, ее продают сельчанам для полива полей. Вот и стараются накопить воды в водохранилище как можно больше…
Сельчане рассказали о своих опасениях: над водохранилищем, в горах, находятся три озера Кольсай, они сейчас покрыты льдом, но в ближайшие дни там и лед, и снег начнут таять. Если озера прорвет, то вся вода хлынет в Бартогайское водохранилище. А на Кольсайских озерах нет даже поста наблюдения метеослужбы! И сельчан никто не предупредит об опасности.
Опасный спуск
На стратегический объект – плотину – журналистов не пустили. Охрана наперебой заверяла: здесь все в порядке! Но цену подобным заверениям уже все знают.
И если рассмотреть трещины на плотине нам не удалось, то разрушенные облицовочные плиты Большого Алматинского канала сразу бросались в глаза. Потому что канал сейчас практически пуст. А ведь вода в водохранилище постоянно прибывает!
– Почему не спускают по БАКу воду, когда в горах все тает? – недоумевает Каиржан, житель поселка Жанашаруа. – Неужели копят, чтобы побольше продать, как это делали в Кызылагаше?
Водохранилище хоть и является государственным учреждением, но работает на хозрасчете и продает воду. Вырученные деньги, по словам директора ГУ “Управление по эксплуатации Бартогайского водохранилища и Большого Алматинского канала имени Д. Кунаева” Елеусиза СУЛТАНГАЗИЕВА, идут на текущий ремонт сооружений, зарплату и горючее.
Недавно воду спускали по БАКу и реке Шелек. Это обернулось затоплением пастбищ, дорог и разрушением мостов вблизи поселка Актоган (бывший Милянфан). Причина – засорение русла реки Шелек. По расчетам проектировщиков водохранилища, сделанным еще в 1977 году, в случае прорыва плотины русло реки Шелек должно пропускать более 500 кубометров воды в секунду. В этот раз по реке пустили около 40 кубов, и сразу все вокруг затопило. Видимо, проектировщики даже мысли не допускали, что канал для отведения воды со стратегического объекта может оказаться в столь запущенном состоянии!
В советские времена жители поселка Милянфан большой воде были бы рады: здесь выращивали рис. Сейчас они лопатами окапывают свои дома со всех сторон, чтобы не затопило. И с ужасом ждут, что будет, когда начнет таять лед в горах.
На сегодня очищено лишь семь километров русла реки Шелек. Под угрозой затопления – ряд поселков Енбекшиказахского района. Никто нам так и не смог внятно объяснить: почему русло не чистили раньше, когда еще не сложилась критическая ситуация?
Комиссия сказала: все в порядке!
По словам Елеусиза Султангазиева, недавно здесь побывала комиссия, а буквально накануне нашего приезда, во вторник, приезжал представитель Премьер-министра по Алматинской области. Дескать, они все проверили и угрозы для населения поселков нет. И даже, мол, если прорвет Кольсайские озера, водохранилище не выплеснется наружу, как это произошло в Кызылагаше.
Выводы, мягко говоря, странные. Даже неспециалистам хорошо понятно, к чему могут привести такие “недостатки”, как ужасное состояние БАКа, отсутствие укрепительных работ на самой плотине. И вместо того, чтобы успокаивать население, надо бить во все колокола!
Кстати, еще 12 декабря 2008 года вышло постановление № 1181 правительства о реконструкции гидротехнических сооружений Бартогайского водохранилища. Но работы даже не начинались. О постановлении просто забыли!
– С 1984 года БАК почти не ремонтировали, – признает Елеусиз Султангазиев. – Гидросооружения вышли из строя, панельные плиты разрушились.
Куда же тогда уходят деньги от продажи воды?
Если бы не трагедия…
После всего услышанного и увиденного сложилось ощущение: за состоянием стратегических объектов давно уже никто толком не следит. И если бы не трагедия в Кызылагаше, то на эту и другие плотины вряд ли бы заглянули проверяющие.
И ведь всем ясно: в столь критическом состоянии плотины, водохранилища и каналы оказались не в одночасье. Сколько еще нужно жертв, чтобы ситуацию исправили?
Между тем МЧС РК сообщило, что дамба в поселке Кызылагаш к стратегическим объектам не относилась. Возникает вопрос: по каким критериям определяется столь жизненно важный отбор?