Экскаватор опрокидывает ковш в кузов самосвала… еще один… еще…. И КамАЗ, скользя в грязи и натужно ревя, отъезжает к месту выгрузки. Вскоре содержимое его кузова ляжет в основу какого-либо строительства. Мы движемся за ним. Наша задача: проследить за грузовиком до места назначения песчано-гравийной смеси, которую в окраинах Усть-Каменогорска, да и не только, незаконно добывают множество предприимчивых строительных компаний.
Предыстория
Вообще, на эту беду обратила внимание редакция газеты «Flash!» еще в 2012 году, когда велась засыпка проезжих частей под Ульбинским мостом, в районе Дворца спорта. В ту пору гравий строители брали прямо в русле реки Ульба. Редакция обратила внимание, журналисты зафиксировали фотоснимками, был направлен запрос в соответствующие органы: в природоохранную прокуратуру, Иртышскую бассейновую инспекцию по регулированию использования и охране водных ресурсов и ВК департамент геологии и недропользования. По итогам разбирательств газете, конечно, ответили. Но, как!
Согласно ответам, грунт для отсыпки земляного полотна должен завозиться из месторождения песчано-гравийной смеси «Степное» Глубоковского района ВКО. Факт самовольной добычи песчано-гравийной смеси был установлен, материалы переданы в природоохранную прокуратуру. Департамент геологии и недропользования сообщил, что в списках недропользователей по ВКО не числятся предприятия, ведущие добычу гравия в створе улиц Ворошилова-Мызы и Дворцом спорта (как будто кто-то в этом сомневался). Природоохранный прокурор пообещал: «будет открыта проверка с привлечением уполномоченных государственных органов в области экологии».
Потянулось томительное ожидание, завершившееся весьма забавным образом. Получен был ответ о том, что «в ходе реконструкции в нарушение ч.1 ст.218 Экологического Кодекса РК часть гравия с русла р.Ульба в районе Дворца спорта была незаконно использована для производственных целей, при этом объем незаконно использованной песчано-гравийной смеси составил 5 куб. м». В этом месте впору поставить! Как всего 5 кубических метров? Объем кузова самосвала КамАЗ-5511 составляет 6,6 кубометра! Только в момент съемки КамАЗ проехал один рейс. А сколько он сделал до этого? Столько, что население не выдержало, и сообщило в редакцию! Как вы подсчитывали ущерб, господа специалисты? Вы всерьез считаете, что кто-то будет гнать технику в русло реки, чтобы взять один самосвал гравия?
И вновь добыча
Итак, то дело завершилось «ничем». В этот раз в вопросе отслеживания незаконной добычи гравия объединились две редакции – газеты «Flash!» и агентства «Витязь» – и начали планомерно отрабатывать места появления дорожной техники. Расследование мы также начали по жалобам населения, удивленного беззаботностью контролирующих органов. Добыча, мол, ведется, а реакции никакой!
Первым местом оказался огромнейший карьер в районе Самарского шоссе, около железной дороги. Это карьер просто циклопического размера. Прямо как после падения метеорита! И ведь расположен он в нескольких сотнях метров от жилых районов. Судя по всему, добыча здесь велась планово, в больших масштабах. Глубина карьера впечатляет и оставляет практически вечный след на поверхности земли, который, теперь, вряд ли удастся загладить, в черте города. Площадь карьера тоже внушительная. Скорее всего, это место вряд ли оставят в покое любители «халявного» гравия.
Добычу гравия в этом месте пришлось «пасти» около месяца. Первый выезд позволил только зафиксировать на фотографии сам карьер, чтобы были видны масштабы проведенных работ. Техники на тот момент не было. И вот, наконец, пошла техника. Самосвалы берут гравий. Но, не из карьера, а из насыпанной в этом же месте его кучи, происхождение которой, опять же, нужно установить. И гравий этот везут не куда-нибудь, а на отсыпку подъездного пути к временному мосту, что будет стоять параллельно Иртышскому, закрывающемуся на ремонт. В момент съемки техника также «возилась» и на противоположной стороне трассы. То есть в месте, которое мы планируем отработать на будущий год. Вдруг, там тоже начали «ковырять» новый карьер?
Тем не менее, жители города, обратившиеся к нам, утверждали, что в начале осени гравий брался прямо из карьера и отвозился на строящиеся объекты. Чтобы это установить, нужно устраивать засаду, и ежедневно, в течение месяца, а то и всего летнего сезона, «отрабатывать объект», чтобы нам также не сообщили, что было добыто лишь 10 кубометров гравия.
Вторым местом на проверку оказалось начало строительства объекта. Поэтому нет смысла говорить о нем.
Еще одним местом, требующим дополнительной проверки, оказался «пятак» в районе очистных сооружений. Здесь «ковыряют» грунт экскаватором, грузят в самосвал, и отвозят его на территорию, расположенную напротив предприятия «Оскемен-Водоканал». Вроде бы это тоже их территория, но мы этого не знаем наверняка.
Нашей задачей было установить факт добычи, и место назначения гравия. Мы эту задачу выполнили. Остальное – это уже задача контролирующих органов, которым мы и передали видеозаписи и фотографии. Теперь ждем ответа. Ведь именно они получают заработную плату за эту работу, и именно для этого мы их содержим своими налогами. Они, а не мы обязаны выполнять работу по пресечению правонарушений в области охраны окружающей среды.
Однако проводят ли они такую работу? Вот когда бабуся-дачница отступит своим забором на 10 сантиметров, ее всегда берут в «оборот», «душу из нее вынимают и назад вставляют», пока она забор не переставит. Там блюдут интересы государства! И мы об этом узнаем из скандальных историй. А тут?
У семи нянек…
Должны-то они должны, но средства, время и силы в вопросе отслеживания добычи гравия в неположенном месте приходится затрачивать журналистам. А государственные органы, мало того, еще и положение Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» непонятным образом реализуют.
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона «Обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю». Часть наших вопросов, оказывается, находится не в компетенции какого-либо органа. Им бы взять и перенаправить запрос также в тот орган, в чьей эти вопросы компетенции. Но, они лишь указывают «не в нашей». А мы должны потерять время на ожидание ответа, чтобы повторить вопросы в другой орган, который также напишет, что обращение не по адресу. Так и затягивается журналистское расследование на месяцы!
Но, вернемся к теме. На наш запрос, из ГУ «Отдел строительства Усть-Каменогорска» сообщили, что для «строительства одного пятиподъездного многоэтажного дома требуется 1 600 кубометров грунта 2 группы». Если кузов КамАЗа-5511 вмещает 6,6 кубометра, тогда 1 600 кубометров составит 242 с лишним самосвала. В настоящий момент в 19 микрорайоне Усть-Каменогорска строится 39 многоэтажных домов. Если каждый из них будет пятиподъездным, тогда общий объем грунта составит 9 438 самосвалов.
ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска» сообщил, что на строительство «временного моста через Иртыш необходимо до 30 000 кубометров песчано-гравийной смеси». Делим 30 000 требуемых кубометров на 6,6 кубометра кузова, получаем 4 545 самосвалов.
Также, по их данным, для строительства 1 километра 6-полосной автодороги (22 метра шириной) требуется 4 400 кубометров (7 480 тонн) песчано-гравийной смеси при толщине основания 20 сантиметров (666 самосвалов, по нашим подсчетам). А для ремонта 1 километра гравийной дороги, шириной 7 метров, требуется 700 кубометров (1 190 тонн) песчано-гравийной смеси, при толщине добавляемого материала 10 сантиметров (106 самосвалов). И только в этом году выполнен ремонт 65 647 квадратных метров 24 гравийных улиц Усть-Каменогорска. Еще нужно подсчитать, сколько песчано-гравийной смеси требуется на ремонт и строительство трубопроводных магистралей. И узнать, откуда ее берут.
Откуда эти самосвалы берутся? По данным ГУ Межрегионального департамента «Востказнедра», за 9 месяцев по Усть-Каменогорску и в двух районах (Глубоковском и Уланском) было добыто 400,636 тысячи кубометров песчано-гравийной смеси. Сколько было реализовано? Это тоже ведь можно установить по документам. Если же говорить о легальных разработках песчано-гравийной смеси, то в Усть-Каменогорске их, по данным Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО, три: «Защитинское», «Ахмировское», «Новоявленское». В этом списке явно нет карьера на Самарском шоссе. Факт незаконной добычи песчано-гравийной смеси в этом месте установлен.
Заинтересованным государственным структурам просто нужно взять данные по легальным карьерам, узнать отпущенные объемы, а затем вычесть из необходимого для всего строительства в городе гравия отпущенные законно объемы. Затем берем получателей гравия. И проверяем конечный пункт доставки, и источник гравия. Если есть объекты, не входящие в список получателей легального гравия, то мы получаем и сведения по причиненному вреду, кто конкретно его причинил и объемы гравия. Перемножаем это все на стоимость. Получаем ущерб. Ничего особенного в этой работе нет, все объемы и всех нарушителей можно выявить. Было бы желание. Так бы работали мы, если бы нам государство выделяло средства и наделяло нас полномочиями.
Но, лишь только два места мы смогли охватить нашими скромными усилиями. А ведь еще добывают гравий на берегу Иртыша, на берегу Бухтарминского моря. Грубо, уничтожая верхний слой почвы, коверкая деревья, изменяя ландшафт. И будут это делать до тех пор, пока государство не «откроет глаза», не пресечет эти действия раз и навсегда жесткими санкциями, планомерной работой. А в итоге, получается, что пока еще больше всех надо нам, журналистам. У государственных же «семи нянек», дитя всегда имеет шанс остаться без глаза…. При этом они будут регулярно получать зарплату и усердно сочинять отписки на запросы надоедливых журналистов.