Попасть на «удочку» мошенника довольно легко. Достаточно самому быть неосторожным, несобранным или легкомысленным. А вот возместить ущерб зачастую практически невозможно, даже если будет обвинительный приговор и гражданский иск удовлетворят в полном объеме. Такая мысль прозвучала на прошедшем в суде №2 брифинге.
22 страницы занимает приговор, вынесенный судьей Екатериной Белавиной в отношении Ариновой (все фамилии изменены), которая решила облапошить своего работодателя, оказывающего услуги в области кредитования. Являясь замечательным работником, Аринова использовала копии документов клиентов для получения кредита на их имя. Затем вводила в заблуждение коллег, добивалась оформления кредита, а получить деньги уговаривала клиентов банка. В дальнейшем, чтобы скрыть следы, Аринова с каждого нового кредита оплачивала часть задолженности по кредитам. Всего получено около двух десятков кредитов на 3 474 000 тенге. Кроме того, Аринова завладевала денежными средствами ранее знакомых клиентов, которые передавали ей деньги для погашения их кредита или имущество для реализации, подбила коллегу на получение кредита и часть денег забрала.
Раскрылось все просто: в филиале увеличивалось число неплательщиков, и руководство отдела стало обращаться к клиентам за разъяснением. Тут и выяснилось, что кредиты они не брали. Когда все раскрылось, Аринова в содеянном раскаялась, просила ее простить. Но, кто ее может простить? В результате, суд признал ее виновной и назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Сумма ущерба в ходе процесса уточнилась, и в конце исковые требования составляли чуть больше 2 миллионов тенге. С осужденной также взыскали процессуальные издержки в 15 тысяч тенге, троим потерпевшим рекомендовали обращаться в суд в гражданском порядке.
Судья Умисахан Даутова 6 сентября 2013 года приговорила к 8 годам лишения свободы строгого режима гражданина Ферзева за мошенничество и оскорбление представителя власти. Дело же заключалось в том, что Ферзев обманул двоих граждан, фиктивно покупая и продавая скот.
Первую потерпевшую Ферзев встретил в Усть-Каменогорске. Разговорись. Потерпевшая рассказала о цели приобрести квартиру. Он предложил ей вариант. Посмотрели. Ей квартира понравилась. Но, денег не хватало, и надо было продать не менее 30 голов скота для получения недостающей суммы. Ферзев, узнав о наличии скота, едет к ней домой, обращается к ее мужу и предлагает купить скот. Муж звонит жене, обсуждает этот вопрос, и продает Ферзеву 36 голов скота. Скот привозят в Усть-Каменогорск, где Ферзев продает эти 36 голов, а деньги присваивает себе. Ущерб составил 5 400 000 тенге.
Второго потерпевшего Ферзев встретил так же в областном центре. Тот приехал в Усть-Каменогорск для покупки скота. И Ферзев предложил ему купить скот у знакомого. Едут в первую попавшуюся деревню, где Ферзев показывает хозяйство и говорит, что весь скот принадлежит ему. Возвращаются в Усть-Каменогорске, где потерпевший в присутствии свидетелей передает 3 680 000 тенге. Ферзев берет деньги и скрывается.
А вторую статью в уголовном деле Ферзев получил в ходе следствия, когда во время очной ставки оскорбил в присутствии нескольких лиц следователя. Возбудили еще одно уголовное дело. И вот итог.
Но, если эти два приговора еще будут обжалованы в вышестоящие инстанции, то третий приговор, вынесенный судьей Мырзагали Аргимберде, даже не был обжалован. Осужденный и потерпевшие были согласны с ним.
30-летний молодой человек, с большим стажем судимостей (4 судимости), отбывая наказание решил подзаработать денег. Случайным набором номера он звонил людям, представлялся сотрудником полиции и требовал деньги за освобождение их родных от уголовной ответственности. Наши граждане, в чьих глазах авторитет полиции настолько низок, соглашались на перевод денег. И переводили на указанный счет один 200 000 тенге, другой 450 000 тенге. Всего оказалось 5 потерпевших. В дальнейшем деньги снимались. На них покупались продукты, вещи. Часть денег оставалась у посредника за оказанные услуги.
Интересно, но потерпевшие узнавали об обстоятельствах дела у самих «задержанных» только после перевода денег, позвонив им, и узнав, что те находятся дома. А когда началось следствие, то лишь двое из потерпевших получили частичное возмещение. 100 000 тенге из 302 340 тенге одной, 50 000 тенге из 200 000 тенге – другой. Сам осужденный получил 7 лет лишения свободы.
Все три дела объединяет одно очень важное обстоятельство: несмотря на все удовлетворенные гражданские иски все потерпевшие имеют весьма низкие шансы получить возмещение. У мошенников, как правило, нет имущества, а честные доходы нулевые. При таких обстоятельствах государству надо озадачиться над вопросом возмещения ущерба честным гражданам, раз уж оно проводит политику гуманизации, способствующую нахождению преступников на свободе, и за то, что в колониях используются мобильные телефоны. В противном случае, как бы нам не дожить до эпохи самосуда. Народ у нас хоть и терпеливый, но всякому терпению может прийти конец.