Отбиваясь от сорокоградусных морозов, 87-летний участник Великой Отечественной войны Николай Евдокимович Крючков (на фото) и его дочь Галина Николаевна перестали верить не только в глобальное потепление, но даже в то, что в сильный мороз люди становятся теплее друг к другу. Получив от государства арендное жилье, которое участнику войны дали на застраивающейся окраине города, пенсионеры радовались недолго. Выяснилось, что до ближайшей автобусной остановки приходится идти минут 20–30, да еще по горам и сугробам. Поблизости ни аптеки, ни больницы, ни магазина. Пришла зима, а дома согреться невозможно – температура в квартире не поднималась выше 12 градусов. Галина Николаевна пошла за помощью в акимат, отдел ЖКХ, городское управление по ЧС и в редакции газет.
К середине зимы отопительные радиаторы в квартире наконец нагрелись, хотя пол все равно остается ледяным. Пресс-секретарь акима города Гульфариза Рамазанова заставила строителей принести Крючковым электрический камин, обещала даже, что в конце зимы строители оплатят и счета за электроэнергию. Но этой помощи отцу и дочери все равно мало.
– Дело в том, – говорит Галина Николаевна, – что папа всю жизнь проработал в строительной организации, возводил дома на "Стрелке" (самый престижный микрорайон в Усть-Каменогорске), а себе ветеран войны и труда и не думал что-то просить, прожил с семьей в двухкомнатной хрущобе. В 90-х годах пришлось уехать из города в деревню. Мама умерла, папе сделали сложную операцию, в деревне жить стало невозможно. Сначала мыкались по съемным квартирам, а теперь вот здесь мучаемся…
Сегодня Николай Евдокимович уже не встает с постели. Лежит под одеялами и шубой. При этом старый солдат не утратил чувства юмора.
– Мороз, – усмехается он, – врагов морозит, а нас бодрит и освежает…Несколько кофт не снимает с себя Галина Николаевна. Шарф – на голове, зимние сапоги – на ногах.– А все потому, – поясняет она, – что мы живем на первом этаже, а под нами – огромная яма, недостроенный подвал пятиметровой глубины. Он никогда не согреется, вот и тянет снизу замогильным холодом. Ну почему о наших ветеранах вспоминают только накануне Дня Победы, а как они живут в остальное время, никого не волнует? А папу, между прочим, в 16 лет на войну забрали, демобилизовали лишь в 1949-м, много орденов и медалей, всю жизнь работал, а доживать приходится вот в таких условиях.
Галина Николаевна уповает лишь на то, что местные власти наконец услышат этот крик отчаяния и переселят их с отцом в такое жилье, где можно было бы жить, а не выживать, то есть чтобы и квартирка была потеплее, и ближе к цивилизации.