Никаких материальных преференций областной центр Восточного Казахстана за хранение банка ядерного топлива не получит. Выгоды от его размещения для Усть-Каменогорска, это, в первую очередь, известность в мире и трудоустройство местного населения. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Соединенных Штатов Америки в Республике Казахстан Кеннет Фэйрфакс в беседе с журналистами во время посещения города.
«Размещение международного банка ядерного топлива в Усть-Каменогорске в первую очередь принесёт этому городу большую мировую известность. О нём будут знать, как об одном из гарантов ядерной стабильности на планете. Это одно уже огромный плюс. К тому же, это будет большое промышленное предприятие и туда, несомненно, смогут устроиться на работу много горожан, что так же подержит экономику и рынок труда. К тому же не надо забывать, что, по сути, этот банк не нужно путать с хранилищем отходов. Здесь будет только чистое топливо, лидером которого по производству сейчас является Казахстан. Этот банк и расположение его в Усть-Каменогорске уже гарантирует мировую известность и признание всех стран. Это самое важное. Не думаю, что здесь будут какие-то другие материальные преференции именно Усть-Каменогорску», — сказал Кеннет Фэйрфакс.
Напомним, что Национальная атомная компания «Казатомпром» объявила о начале практических работ по созданию банка низкообогащенного урана на одном из своих предприятий. В качестве площадки для размещения ядерного топлива выбран Ульбинский металлургический завод (УМЗ), расположенный в Усть-Каменогорске. Международный банк ядерного топлива вместимостью 60 тонн планируется создать в 2013 году.
Банк ядерного топлива (БЯТ) — международный проект, который будет действовать под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Главными целями проекта объявлены поддержка развития мировой атомной энергетики и укрепление режима нераспространения ядерного оружия.
На роль оператора банка ядерного топлива претендовали несколько государств, в том числе США, Россия, Германия. Свою кандидатуру Казахстан предложил еще в 2010 году. При этом МАГАТЭ имело возможность выбирать из двух альтернативных объектов: УМЗ и площадка № 5 Семипалатинского полигона. Выбор сделан.
Согласно комментарию МИД Казахстана, размещение данного банка в Казахстане вызвано тем, что хранение такого материала по линии МАГАТЭ — позволяет, в случае, если какая-то страна будет нуждаться в топливе для атомной станции, не производить это топливо у себя в стране. Так как любое производство топлива очень близко подходит к тем технологиям, которые позволяют работать над ядерным оружием. С тем, чтобы не было распространения таких чувствительных технологий, размещается этот банк и, в случае необходимости, эта страна вместо того, чтобы начать необходимое собственно производство топлива, она может воспользоваться услугами этого банка, получить топливо по линии МАГАТЭ, под международным контролем.
Материал в банке — собственность МАГАТЭ, а Казахстан обеспечивает инфраструктуру по хранению материала. Мы не будем владельцами этого материала. Экономических выгод от проекта для Казахстана нет, поскольку проект является некоммерческим. Предполагается, что затраты по содержанию и обслуживанию БЯТ будут компенсированы казахстанской стороне собственником и участниками банка.
Председатель правления национальной атомной компании «Казатомпром» Владимир Школьник заявляет, что создания банка не повлияет на окружающую среду, поскольку это не хранение отходов, и это не радиоактивный материал. Как вторят ему эксперты Национального ядерного центра Казахстана, «в банке предполагается хранить «свежее» ядерное топливо, то есть необлученное, а поэтому степень его опасности не больше, чем опасность добываемого нашей страной в больших количествах урана».
В свою очередь, генеральный директор ТОО «Институт высоких технологий» (дочерней компании АО «Казатомпром») Серик Кожахметов считает, что с появлением банка Казахстан может стать неким аналогом Швейцарии на финансовом рынке, но в области ядерной энергетики. По его мнению, создание такого банка становится фактически неким страхованием рисков как потребителей, так и производителей урана.
Есть еще один важный момент: Казахстан, становясь банком ядерного топлива, получает еще дополнительные гарантии своей безопасности. Теперь, за нашей безопасностью будут поглядывать еще более внимательно ведущие мировые страны.