Казахстан будет отслеживать ввоз продуктов, содержащих генетически модифицированные объекты. Обсуждение законопроекта «О госрегулировании генно-инженерной деятельности» продолжается не первый год. Депутаты прошлого созыва успели внести в него 127 поправок и самораспустились. А свежеизбранные мажилисмены решили не верить разработчикам на слово. Ставки слишком высоки.
ГМО – это перспективный бизнес, позволяющий решить главную гуманитарную проблему – острой нехватки продовольствия. Каждый день от голода в мире умирают 20 тысяч человек. Вице-министр образования Мурат Орумханов призывает, с одной стороны, активизировать генетические разработки, с другой – поставить заслон потенциально опасной продукции. Разработчики закона предлагают создать реестр генетически модифицированных объектов, лицензировать генно-инженерную деятельность и ввести уголовную ответственность за продажу не вошедшей в этот реестр продукции. Использовать ГМО запретят в детском питании и спецпродуктах для больниц и армии. Вся остальная продукция с содержанием ГМО должна пройти обязательную маркировку. Авторы документа старались не вдаваться в подробности, но «старожилы» парламента почувствовали подвох.
– Два года назад у нас не было мобильных лабораторий, сейчас они есть? – поинтересовалась депутат мажилиса Айгуль Соловьёва.
В ответ представители Мин-здрава сообщили, что они вроде как и не нужны. Дескать, импортёр продукции с содержанием ГМО должен сам об этом заявить. А если вдруг забудут уполномоченные органы, имеют полное право изъять продукты питания с полок и изучить их в стационарных лабораториях. Правда, это означает, что потенциально опасная продукция, провоцирующая рак и бесплодие, может оказаться в желудках казахстанцев.
– Люди пришли в магазин, купили и начинают её употреблять. И в какой же момент вмешиваетесь вы? – возмутилась депутат Дарига Назарбаева.
Немного замешкавшись, разработчики пообещали учесть этот вопрос в подзаконных актах. Предварительно пояснив, что импортёры будут сдавать в уполномоченный орган сертификат о том, что его продукция безопасна.
– Любая компания, поставляющая ГМО, будет говорить, что у них всё безопасно. Но мы должны все силы направить на организацию оценки безопасности поступаемой продукции. Может быть, нам действительно создать бренд страны, где не используются ГМО? В Германии покупают наши яблоки, пшеницу покупает весь мир. Потому что они знают, что у нас не производится генно-модифицированная продукция, – считает завлабораторией института биологии и биотехнологии Назира Бишимбаева.
Однако законодатели видят свою основную задачу не в этом.
– Наш долг предупредить людей об опасности, так же, как мы пишем на сигаретных пачках: «Курение убивает». Люди об этом знают и это их выбор, – заявила Дарига
Назарбаева.
В любом случае мажилисмены пообещали приостановить работу над законопроектом до тех пор, пока разработчик не предоставит им все проекты подзаконных актов. Мало ли какие ещё ляпы всплывут в законопроекте, который пытаются написать с 2008 года.