Власти Казахстана изобретают всё новые способы борьбы с экстремистскими течениями. Теперь Министерство обороны будет проверять новобранцев на предмет их склонности к радикализму. Призывные комиссии пополнились представителями департаментов по делам религий. Специалисты-религиоведы будут проводить анкетирование призывников на радикальность их религиозных настроений. Кроме того, для исключения призыва на службу экстремистов Минобороны планирует вести совместную работу с КНБ, МВД, а также учреждениями образования. Призывника будут изучать от А до Я: его родственников, одноклассников, друзей, коллег – всё его окружение. Если выяснится, что парень состоит в запрещённом религиозном объединении, то призывать его не будут.
Тщательной проверке подвергнутся не только новобранцы, но и все категории военнослужащих. Кроме того, согласно новому Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» из воинских частей будут убраны молельные комнаты. Все эти инициативы в Минобороны прокомментировали следующим образом:
– Мы должны знать хотя бы основные вопросы, связанные с религиозной ситуацией в нашей стране и Вооружённых силах, помочь военнослужащим разобраться в радикальных религиозных течениях, которые имеют в конечном итоге политические цели. Вопросы религии – одни из приоритетных направлений деятельности органов военного управления и направлены на создание здоровой морально-психологической обстановки в воинских коллективах. Министерство обороны в регулировании данного вопроса действует в рамках законодательства.
Однако с законодательством тут возникает некоторое противоречие. Согласно Конституции РК, в Вооружённых силах никто не подвергается какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. А как тогда понимать указ о ликвидации молельных комнат из воинских частей? Представители религии и правозащитники называют это не иначе, как дискриминацией человека на религиозной почве, а саму идею с проверкой радикально настроенных военнослужащих – киданием из крайности в крайность.
– Сначала мы наплодили незаконные религиозные объединения, а теперь думаем, как с ними бороться? Начиная с 2004 года акимы за 100 долларов регистрировали организации, которые порождают сегодня экстремистов. И последние, если захотят, проникнут в Вооружённые силы, купив чиновника за те же 100 «зелёных». Это всё равно, что бороться с коррупцией теми методами, которые в Казахстане сегодня в ходу. Нужен иной механизм, социальная программа, направленная на то, чтобы люди с раннего детства проповедовали традиционный ислам, ходили в мечеть. А теперь даже у нормального верующего, который идёт служить Родине, появится негатив из-за того, что его лишают возможности исполнить религиозный обряд в молельной комнате. Что это повлечёт? Самоволки, а это уже бардак, – считает эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РК Владимир Лёвин.
Инициатива Минобороны чем-то схожа с приёмом родителей, которые пытаются перевоспитать ребенка, используя силу. А у него, естественно, пробуждается не покорное послушание, а дух противоречия, желание лезть на рожон и проявлять своё я в ещё более агрессивной форме. Может, родителям, а в нашем случае Минобороны, пойти более мудрым путём?
– Во всем мире сегодня существует институт капелланов – священники в армии. Я считаю, это более рациональный, верный подход к преодолению экстремизма. А то, что сегодня делают власти Казахстана – грубые, примитивные меры по управлению такой деликатной сферой, как религия. Ну как можно проверить человеческие убеждения? Заглянуть в его черепную коробку? Вряд ли нововведения в Вооружённых силах в виде такого грубого администрирования спасут ситуацию. Можно ведь использовать радикальные религиозные настроения и в интересах государства. Для этого есть специальные технологии, которые существуют во всем мире. Нужна определенная идеология. А сегодняшняя политика властей лишь усугубит обстановку и вызовет протестные настроения военнослужащих, – говорит председатель «Союза мусульман» Мурат Телибеков.
Однако на поиск диалога, мудрого подхода к борьбе с экстремизмом уйдёт немало времени, а мирный житель продолжает пребывать в страхе. Поэтому, пожалуй, власти идут на столь радикальные, где-то даже грубые меры. Если же им удастся выявить среди призывников и офицерского состава экстремистов новыми заявленными методами, что ж, возможно, правозащитники и возьмут свои слова обратно.