Шум вокруг цен на ГСМ в Казахстане поднимают АЗС, аффилированные с оптовыми поставщиками, считает председатель агентства по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев. «АЗС говорят: мол, мы «белые и пушистые» закупили у «злых дядек», то есть оптовиков, почти по предельной цене. И им якобы невыгодно торговать… Кто об этом говорит? В первую очередь те, кто сам нарушает законодательство – больше всего шум поднимают те АЗС, кто сам аффилирован с оптовиками», - сказал Есенбаев в интервью газете «Мегаполис». «Мы сейчас расследуем эти факты, и уверяю вас – докажем. Поэтому, когда они кричат: мол, оптовики задрали цены и так далее – это лукавство», - заявил он.
Глава антимонопольного ведомства добавил, что есть мелкие АЗС, для которых ситуация действительно сложная и им объективно невыгодно сегодня работать. «Но они – отдельная тема. Мы решаем вопрос по ним. Если их на самом деле оптовики «обидели», мы будем доказывать это и наказывать нарушителей», - подчеркнул он.
На самом деле, по его мнению, продажа ГСМ – очень привлекательный бизнес. «Там большая разница между себестоимостью продукта и конечной ценой «на пистолете». Большая разница – значит большая маржа. И я сейчас не говорю о том, кому именно: производителю, оптовику или рознице эта маржа достаётся. Я о том, что в реальности там крутятся большие деньги и большие доходы», - уверен Есенбаев. «Мягко говоря, всё не так плачевно, как пытаются представить АЗС. Взять ту же «Аурику». Да, они продают заправки, но они строят новые. Не возражаю – пусть строят, это здорово! Тем более для конкуренции. Но почему они об этом не говорят?», - возмущается он.
«Да, бог с ними, с новыми заправками. Тут другая проблема – переток капитала с рынка ГСМ в другие отрасли. Мы знаем, что отдельные АЗС за счёт прибыли от продажи ГСМ поддерживают другие свои проекты, в частности, ресторанный, строительный бизнес и так далее. Почему доходы от продаж ГСМ они направляют в другие отрасли и при этом жалуются на убытки? Почему для ресторанного бизнеса они не берут кредиты в банках, не ищут инвесторов? Почему из карманов автовладельцев данные компании поддерживают менее рентабельные проекты? Уверяю вас, это не единичный пример. Есть сети АЗС, которые аффилированы с ритэйлом, то есть с сетью супермаркетов. И поддерживают этот бизнес из доходов именно от продаж ГСМ», - указал председатель АЗК.
Он напомнил, что сейчас разница в цене топлива в Казахстане и в России – около 35%. «Тут вопрос в налоговой нагрузке. Сейчас Федеральная антимонопольная служба внесла предложение в правительство Российской Федерации о снижении налоговой нагрузки. Наши коллеги из ФАС инициируют рассмотрение вопроса снижения акциза на бензин, что в конечном итоге повлияет на снижение цены. Казахстанские нефтяники говорят: мол, надо повысить стоимость отечественных нефтепродуктов до российских, а почему бы россиянам не понизить стоимость топлива до казахстанского уровня? Кто сказал, что в Таможенном союзе дорога должна быть с односторонним движением? Нет. Мы как-никак партнёры с Россией», - подчеркнул Есенбаев.
На вопрос, какую маржу с одного литра имеет производитель, оптовик и розница, глава АЗК ответил, что сможет назвать точные данные после завершения расследования по фактам повышения цен на ГСМ.
«Расследование будет завершено к концу августа – началу сентября», - уточнил он.