Визит солидной рабочей группы во главе с заместителем премьер-министра РК, министром индустрии и новых технологий РК Асетом Исекешевым в Восточный Казахстан не мог остаться незамеченным. Ведь одной из целей посещения области стала актуальная проблема для промышленного региона – дальнейшее существование проблемных предприятий. Вот только результаты журналистам узнать не удалось, их выставили с совещания через четыре минуты после начала. Почему? На этот и другие вопросы «Мегаполису» ответил заместитель акима ВКО по вопросам индустрии Ермек КОШЕРБАЕВ.
– И всё-таки почему удалили прессу, когда разговор пошёл о самом главном?
– Потому что проблемы предприятий вы можете узнать непосредственно на самих предприятиях. А разговор касался не только их, но и банков, их внутренних интересов.
– Кстати, о банках и финансовых вопросах… Предприниматели часто сетуют, что легче получить кредит в иностранном банке, чем в казахстанском. Не станет процедура получения денег проще?
– Мне кажется, эти предприниматели лукавят. Если им проще получать кредиты в иностранных банках, пусть получают там. Я считаю, что банки справедливо требуют документы, которые предприниматели не могут предоставить по своим субъективным причинам. Наша задача – постараться помочь предпринимателям, которые действительно заинтересованы в развитии предприятий и экономики страны в целом. Для этого государство разработало ряд программ. Но здесь встаёт вопрос о подготовке самих предпринимателей. Деньги у государства есть, но надо знать, как их получить. Если просто так прийти с проектом и сказать, что я хочу построить ветряную мельницу, никто не даст ни копейки. А иностранные банки, поверьте, свои деньги считать тоже умеют.
– Вернёмся к тем 10 предприятиям региона, которые, как было официально сказано, нуждаются в финансовом оздоровлении. Было заявлено, что по каждому из них намечены меры по решению проблем. А можно об этом конкретнее? Например, известно, что ситуация на уникальном предприятии «Востокмашзавод» просто критическая…
– История АО «Востокмашзавод» сложная. Ходишь сейчас по цехам, и тебя не покидает ощущение старых советских фильмов 50-х годов. Смотришь на всё это дело с умилением, но понимаешь, что сегодня ситуация меняется и нужны другие решения. На мой взгляд, прежние акционеры совершили ошибку в плане распределения финансов. Компания заняла деньги у банка. Открыла долотный цех, который простаивал потом два года. Естественно, пеня шла, акционеры занимали ещё денег и, видимо, использовали их не по назначению. Но это уже вопрос к правоохранительным органам. Мы в первую очередь договорились с банками, чтобы завод в осеннее-зимний период не остановился, а люди не остались на улице, подключили правительство. Почему мы верили в «Востокмашзавод»? Если у Черемшанской птицефабрики или Иртышского химико-металлургического завода были тогда туманные перспективы, то по АО «Востокмашзавод» было сразу ясно – в Казахстане открывается своё вагоностроение. Сейчас компания «Камкор менеджмент» зашла на предприятие, выкупила часть акций завода, сменила руководство. Работа пошла, запуск нового производства, надеемся, начнётся в декабре. Теперь Казахстан будет иметь возможность самостоятельно строить вагоны. А завтра еще и Семейский машзавод тоже начнет изготавливать люки подвижного состава. К тому же ВМЗ может производить автомобильные двигатели. Возможности у предприятия есть. Нужно лишь время. Такой пример: в прошлом году «Қазақстан Темір Жолы» заказала предприятию 3000 колёсных пар, но линия ещё не была запущена. Сейчас они уверяют, что готовы забирать столько, сколько «Востокмашзавод» будет производить.
– И всё-таки насколько реален запуск первой очереди уже в декабре этого года?
– Мы надеемся на это, но понятно, что проект требует доработки и уточнения. Опять же проблемные объекты подразумевают ошибки, и тот, кто приходит, сталкивается с тем, что их надо исправлять. По области запланировано запустить 13 проектов – конечно, возникают разные трудности. Все заранее невозможно предусмотреть, возможно, какие-то проекты будут переноситься.
– На координационном совете депутаты предложили простить долги проблемным предприятиям, находящимся на грани банкротства и тем самым дать им возможность дальнейшего существования и развития. Это возможно?
– Вы готовы, чтобы ваши налоги шли на предпринимателя, который не умеет работать? Вы готовы простить огромные долги, которые кому-то заняли? А почему кредиторы должны прощать? Сегодня в мире существует только одно решение этого вопроса – банкротство. Только оно даст возможность предприятию начать всё с чистого листа. Причём банкротство вовсе не значит закрытие предприятия, есть множество путей выхода из критической ситуации.
– Каков итог визита рабочей группы в нашу область?
– Хочу сразу предостеречь от поспешных выводов. Прошедшие переговоры, совещания и обсуждение проблем – это предварительная часть. По итогам посещений нашего региона в министерстве состоится совещание по проблемным предприятиям. Там-то и будут приняты конкретные решения по 10 предприятиям, нуждающимся в финансовом оздоровлении.