В Усть-Каменогорске есть здание, с которым связаны многие страницы истории края. Находится оно в парке имени Кирова, и трудится в нем сейчас коллектив областного драматического театра. Этому зданию 65 лет. Здесь 26 октября 1902 года состоялось торжественное событие - открытие Народного дома.
Его цель и задачи, согласно разработанному уставу, заключались в том, чтобы «дать возможность населению проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою». С этой целью, гласит один из пунктов устава, комитету Народного дома предоставляется устраивать танцевальные вечера, маскарады, музыкальные и литературные вечера, спектакли и тому подобные развлечения, как-то: игры в шашки, шахматы и на бильярде, выписывать книги, газеты, периодические издания, а также приглашать специалистов по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению в населении полезных сведений. В Народном доме должны быть библиотека и читальня, музей...»
При Народном доме был создан самодеятельный драматический кружок. Его первой работой явилась пьеса «Рабочая слободка». Участники спектакля за это подверглись полицейскому преследованию, их выслали из Усть-Каменогорска под благовидным предлогом - переводом на работу в другие города. В одном из маскарадов, как вспоминает старожил города П.Ф.Столбов, была выставлена маска, изображающая Народный дом с надписью: «Здесь живут рыцари без страха и упрека».
А вот архивные документы рассказывают целую историю с театральным занавесом. В 1905 году в период первой русской революции в Народном доме появился занавес с надписью: «Ура! Да здравствует свобода!» Уездный начальник потребовал снять этот занавес, но его требование долго не выполнялось. Когда же оно все-таки было выполнено, вместо прежнего занавеса появился новый со следующим текстом: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Установить как незыблемое правило, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий поставленных от нас властей». Но и этот занавес, по мнению губернатора Семипалатинской области, имел «явно тенденциозный характер, направленный к восстановлению публики против местных... властей».
В 1909 году в Усть-Каменогорск приезжает «высокий» гость - генерал-губернатор Степного края. В Народном доме ведется деятельная под-готовка к его встрече. Местными властями было решено закрыть хоры (из-за предосторожности, так как «в городе, помимо собственных революционеров, проживало много высланных из Томской губернии», и приходилось «заботиться об охране особы генерал-губернатора»), убрать занавес с тенденциозным текстом. Каково же было возмущение важного сановника, когда, явившись в Народный дом за несколько минут до приезда генерал-губернатора, он увидел, что занавес опущен, хоры открыты и на них толпится совершенно посторонняя публика.
Вскоре прибыл и генерал-губернатор. Он нашел занавес совершенно неподходящим для театрального зала, приказал его убрать и больше не вывешивать. Рассерженный губернатор области отдал, в свою очередь, приказание сжечь этот злополучный занавес. И вот 4 июля 1909 года уездный начальник Казанцев спешит уведомить губернатора о том, что городским приставом уже составлен акт об уничтожении им театрального занавеса Усть-Каменогорского Народного дома. О принятых мерах губернатор не замедлил сообщить в департамент полиции с подробным описанием всего вышеизложенного. Кстати сказать, в своем письме он жалуется, что «город Усть-Каменогорск по своему революционному настроению доставляет наибольше хлопот», что бывшие политические ссыльные Орест Костюрин, Емельянцев и другие «сумели оказать гро-мадное влияние на местное население», что они обращают «особое внимание на воспитание юношества в революционном духе».
О революционных выступлениях Костюрина в годы первой русской революции в Народном доме неоднократно сообщал и ротмистр Леваневский. Вот что он писал 19 декабря 1905 года: «Бывшим политическим ссыльным Орестом Костюриным предпринято в Народном доме в Усть-Каменогорске ряд чтений, направленных частью к разъяснению Высочайшего Манифеста 17 октября, частью к ознакомлению слушателей с текущими событиями и сообщению различных газетных сведений».
Костюрин рассказывал слушателям о свободе слова, о большом количестве крестьянских податей, о борцах за свободу. «Обрисовав прежний порядок вещей, - докладывал Леваневский, - Костюрин пришел к тому, как была получена свобода, сколько жертв она стоила, и пригласил почтить вечную память павших борцов за свободу». Беседа 11 декабря была посвящена теме: «Чего добиваются люди с красными флагами?» Они, пишет ротмистр, по его рассказу, добиваются, чтобы у господ и помещиков была отобрана земля и передана в пользование крестьянам, т. к. земля не творение рук человеческих и ею должен владеть тот, кто обрабатывает землю.
Из этих документов видно, что в Народном доме в годы первой русской резолюции проходили активные общественные обсуждения политических событий, произносились свободолюбивые речи.
В этом же здании несколько лет спустя вновь собрались жители города на общественный митинг. Это было 14 марта 1918 года. В этот день здесь была провозглашена Советская власть и избран первый Совдеп, председателем которого стал Яков Ушанов. Несмотря на свое непродолжительное существование, этот орган Советской власти смог провести ряд очень важных и сложных работ: установил рабочий контроль на предприятиях, создал Красную гвардию, организовал общественные работы, принимал самые энергичные меры к восстановлению риддерских предприятий. Здесь же в один из теплых дней апреля состоялось первое организационное собрание молодежи города по созданию комсомольской организации.
Р. ФЕДОРОВА,
научный сотрудник музея
«Рудный Алтай», 25 октября 1967 г.