Доброе имя городу, как и человеку, дает труд. Если мы говорим «Магнитогорск» - в памяти встает беспримерный подвиг народа, в трудные годы становления Советской власти создавшего гигант тяжелой индустрии на Урале. Если мы говорим «Комсомольск – на – Амуре» - мы невольно вспоминаем подвиг комсомольцев, построивших среди болот и тайги восточный форпост страны.
Славу нашему городу дали алтайские металлы. Под жарким солнцем Сирии, на берегах Нила, в Азии и Европе люди разных народностей произносили трудные для иностранцев слова «Усть-Каменогорск, Казахстан». Эти слова они читали по слогам на советских и международных торговых ярмарках и выставках. Рядом с этими табличками серебром отливали слитки казахстанского свинца, цинка, кадмия. Сегодня палитра усть-каменогорских металлов стала еще более богаче – за рубежом уже знают продукцию Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината.
Но первую страницу в славную летопись металлургической индустрии города на Иртыше вписал коллектив Усть-Каменогорского ордена Ленина свинцово-цинкового комбината имени В.И.Ленина. старожилы помнят, как в самое трудное для страны время, когда фашисты рвались к Сталинграду и к Кавказским хребтам, в Усть-Каменогорск двинулись эшелоны с оборудованием, демонтированным на заводе «Электроцинк» в городе Орджоникидзе. Рядом с платформами шли наскоро оборудованные теплушки, в которых ехали кадровые рабочие, специалисты. На их долю выпало трудное испытание. Их трудом, знаниями, упорством, настойчивостью закладывался фундамент одного из лучших предприятий цветной металлургии не только страны, но и мира.
Мне помнится, как в торжественной обстановке, под радостный смех на площадке, где сейчас раскинулся сквер комбината, был снесен последний фанерный домик временного городка, последняя землянка. Это было в конце 40-х годов… Но, пожалуй, мы поторопились. Нужно было оставить эту последнюю землянку, чтобы каждый, кто приходит на комбинат, кто приезжает сюда с других заводов страны и из-за рубежа, мог воочию увидеть величие пути, пройденного от сырой землянки до просторных кварталов многоэтажных домов, до дворцов и кинотеатров, до площадей и мостов, взметнувшихся через Иртыш и Ульбу.
Прошло много лет, но имена тех, кто закладывал первый камень заводских корпусов, тех, кто дал новую жизнь металлургическим печам и агрегатам, свято чтят усть-каменогорсцы. Это бригады коммунистов С.М.Сингелеева и Г.К.Буренина, это старший печевой Г.П.Медведев, катодчик В.Д.Дегтярев, инженеры А.П.Снурников и Н.А.Попов, многолетний бессменный секретарь партийного бюро, ныне персональный пенсионер Д.Н.Додин.
25 сентября 1947 года был разлит первый ковш казахстанского цинка, с тех пор поток этого металла нарастает с каждым днем. И нарастает не только количественно. Наш металл чище, лучше, чем цинк других заводов. Высшим признанием его качества, высшим признанием заводской усть-каменогорской марки стала регистрация нашего цинка на международной Лондонской бирже цветных металлов и присвоения ему, одному из первых среди продукции советской промышленности, государственного Знака качества.
В летописи комбината есть много знаменательных дат. Это даты, отмечающие рождение новых заводов в его системе: цинковых, свинцового, серно-кислотного. Это даты, связанные с большими трудовыми победами металлургов в социалистическом соревновании.
1960 год. Коллективу комбината за успехи в производстве цветных металлов присваивается высокое звание имя Владимира Ильича Ленина.
1961 год. На знамени предприятия появляется гордая надпись: «Коллектив коммунистического труда».
1963 год. Коллектив комбината награжден высшей наградой страны – орденом Ленина.
1967 год. Усть-Каменогорским металлургам на вечное хранение вручено Памятное юбилейное Красное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
1970 год. Коллектив комбината удостоен Юбилейной Ленинской грамоты. Сотни передовиков производства прикрепили на грудь медали с барельефом Ильича.
Велик отряд гвардейцев труда комбината. Среди лучших из лучших в коллективе называют Героев Социалистического Труда – Жапека Алдабергенева, катодчика Ауталифа Калиева и фильтрпрессовщицы Пелагеи Путорайкиной, а также печевого Николая Балаева, мастера плавильного цеха Виктора Кулинко.
В.Черноловский,
заместитель директора свинцово-
цинкового комбината имени В.И. Ленина
«Рудный Алтай», № 170, 26 августа 1970 г.