Наступило утро 07.07.07 года. Разогнав от палаток невероятную кучу мошкары, мы позавтракали и начали копошиться со снарягой, искоса кидая взгляды на висящий в полном штиле флаг. Ветра не было. Солнце поднималось все выше, однако термик не включался. Небольшие микропотоки гуляли туда-сюда, не вселяя никакой надежды. Но еще через час эти микропотоки наконец собрались с духом и начали дуть в одну сторону, постепенно усиливаясь. К сожалению ветер дул от нас, поэтому мы быстро закидали снарягу в джип и поехали на противоположную сторону. Ветерок раздувал уже около 4 м/с, насосы дружно закачивали зайсанский воздух во внутренности двух Кабрин, организм начал вбрасывать адреналин в кровь в ожидании приближающейся каталки. Ииии …..пшик. Подув еще около получаса на 3-4 м/с ветер опять выключился. Мммать … Начинаем медленно собирать снарягу. А пока мы собираемся, вернемся к мистицизму.
Гром небесный
Рядом с мысом Бархот, на котором мы остановились и мысом Бакланий (второй мыс) расположен уникальный природный объект
– Шекельмес.
Шекельмес представляет собой необычное ущелье, возникшее в результате падения метеорита, который раскололся на несколько частей. При приземлении метеорит вскрыл древние осадочные породы, которым больше 100 млн. лет! Но в этот момент мы еще не знали о древней подноготной нашего места пребывания.
Итак, джип опять загружен и мы с тоской смотрим на Зайсан. Отличная погода, безоблачное небо, ГДЕ обещанный прогнозом ветер? В ответ на наш немой вопрос высоко в небе громыхнуло. Странно, подумали мы, задрав головы вверх….
Вам конечно же знакомо выражение «как гром с неба». Нам оно тоже знакомо. В памяти всплывает гроза, раскаты грома и т.п. Однако над нами был не гром. Над нами начало грохотать.
А теперь попробуйте войти в наше положение – два человека, один с высшим техническим, т.е. совершенно рациональным взглядом на все, происходящее в жизни, второй тоже абсолютно не гуманитарий, стоят посреди мыса вдали от цивилизации, смотрят на пустое синее небо и слушают изливающийся от туда грохот.
Ваши предположения?
Природные явления отпадают сразу, ибо грохот это не гром. Да и нечему греметь судя по погоде и времени суток. Метеорит, сверхзвуковой самолет? Юрий летчик, специалист в этом деле, версию о самолете отмел сразу, в небе не видно инверсного следа, вообще никаких следов, да и звук не уходит, а грохочет кажется прямо над нами! Бомба?!!! Китай на Индию? Тьфу тьфу три раза!!!
Грохотало с различной интенсивностью без малого почти минуту. А в лагере остались две женщины и четыре ребенка.
Наконец наступила тишина. Мрачная такая тишина.
- Если бы сейчас были средние века, я бы на всякий случай сжег на костре пару блондинок, – озвучил я свое мироощущение на тот момент.
Сильно озадаченные мы вернулись на базу. Дамы подтвердили, что мы не страдаем слуховыми галлюцинациями. Или по крайней мере страдаем все вместе.
Но … человек такая животина, которая привыкает ко всему. Небо больше не грохотало, солнце светило, воздух пах по старому и жизнь начала входить в свое привычное русло. И тут задуло.
Ура! Ветер включился и включился хорошо. Уж не знаю, пришел ли прогноз или грохот разбудил, но через 10 минут мы опять на том берегу мыса,снова качаем Кабринки и в глиссер!
Итак напомню еще раз о нашем снаряжении.
Я ходил в тот момент на Кабрине 19 кв.м., Юра только начал кататься, но имея вес +20 кг от моего катал на Кабрине 23 кв.м. с поясной трапецией и большой доской.
Катать мы начали в заливчике, созданном усилиями земснаряда. Как раз этот заливчик произвел на нас издалека первое неизгладимое впечатление. Небольшая глубина (по пояс) и отсутствие волны делали каталку сверхкомфортной. Дуло около 5 м/с и мы начали расскатываться.
Однако все хорошее когда-то заканчивается. Перейдем к части трагической.
Происшествие.
Неожиданно.. да… неожиданно ветер резко усилился. Пришли порывы субъективно под 8-10 м/с. Наши большеразмерные Кабрины Контра попали в передоз. Мне было проще, хорошо зная свой аппарат ( а бывал я с ним и в 14 м/с) быстро паркую его и бегу к Юре. Его тем временем уже вытащило на берег. Ветер заглушал все мои крики, Юра пытался справиться с кайтом, а тот … 23 кв.м в порывистые 10 м.с. – знатоки меня поймут. Юру бросало в небо на 3 метра, доска длиной 2,15 на лише размахивала сзади как булава, я бежал за ним, насколько можно было бежать в гидрокостюме, спасе, трапеции, но связка кайт+Юра улетали от меня гораздо быстрее.
- Дергая страховку, дергая страховку, ДЕРГАЙ СТРАХОВКУ!!! – долбило у меня в голове и пересохшем горле.
Юра еще сопротивляется, но очередной выстрел в небо, и доска вылетает в сторону, оборвав лиш. Жесткое приземление с 2 метров, кайт вновь в зоне тяги и очередной полет. Какой-то фильм ужасов. Мы от берега уже в 150 метрах. Кайт на мгновение приближается к земле, и опять рвется в небо, но уже не по прямой, а под углом. И … правильно, разгоняясь уходит в край ветрового окна. Получается маятник, когда кайт с огромной скоростью летит в одну сторону, а кайтер в другую. В этой ситуации кайтер оказывается как-бы на конце плети, длина которой 24 метра! И эта плеть со всей силы бьет кайтером об землю. Юра и упавший кайт скрываются за небольшим холмиком. Через пару минут я уже вижу его, лежащего неподвижно в какой-то уродской позе возле небольшого болотца, Контра припарковалась чуть дальше, метрах в 50-ти.
- Шевелись, шевелись, блин, шевелись же, – думаю я, пока бегу к нему. На секунду в мозг врываются самые черные мысли, но я пытаюсь выбросить их из головы. Этого не может быть!!! Да, удар был очень сильный, но Юрка все-таки бывший десантник, человек со спецподготовкой….
Нужно пробежать еще метров 50, Юра не шевелится. Наконец я возле него.
Ёёёёёпппппс. Гидрокостюм в клочья, рот забит землей, один гидроботинок отсутствует, другой прорван пальцами и застрял … на колене(!).
Юра открывает глаза и пытается что-то сказать. Все, живой!!!
Голова цела, крови особо не видно, значит открытых переломов нет, дышит, теперь главное позвоночник.
- Юра, попробуй пошевелить ногами! – пытаюсь докричаться до него, выгребая землю отовсюду. Наконец он понимает меня и со стоном шевелит конечностями. Ситуация чуть улучшается, аккуратно переворачиваю его и продолжаю ощупывать. Удивительно, но похоже все цело!
Потихоньку Юра приходит в себя. Все таки гидрач замечательная вещь, несмотря на многочисленные падения на теле практически нет ссадин, все кости целы, но есть сильные боли в спине. Я скидываю обмундирование и уже без сил бреду к машине.
По пути меня догоняет аксакал на лошади, давно наблюдавший за нашими экспериментами.
- Мужики, а может быть вам лучше водку пить, как все, чем так убиваться?
Медленно грузимся и едем в лагерь.
Размещаем Юру в палатке, сильная боль в пояснице не дает ему двигаться. В ход идут болеутоляющие. До ближайшего районного центра с. Курчум порядка 150 км. степных дорог и разбитой гравийки. Однако выбора нет, полностью разгружаю свою машину, складываю задние сиденья, в итоге получаю ровную и относительно комфортную площадку.
Набиваем ее спальниками, грузим Юру, за рулем Саша (в очередной раз порадовался, что жена имеет водительское удостоверение), я на Юриной машине, забитой общим барахлом, и мы отправляемся в обратный путь.
Не буду описывать нашу дорогу назад, районную больницу, с почти умершим рентгеновским аппаратом, врачом, который долго смотрел на снимок, потом в конце концов изрек:
- Компенсационный перелом позвоночника ( говоря русским языком – сжатие нескольких межпозвоночных хрящей или чего-то там, при ударе об землю). Если бы было что-то более серьезное, то вы бы его не довезли. Думаю сможете ехать дальше.
Ну это мы понимали и без медика. Что ж, едем в Усть-Каменогорск. В небе кстати кружит подозрительное количество вертолетов, но в городе, слава богу, все спокойно. Ничего не взорвалось, не «выбросилось». В больнице скорой помощи, посмотрев на снимки поморщились – Где вы такую рухлядь нашли? Давайте переснимим.
И пересняли два раза – оба раза на снимке черный квадрат малевича. Мистика продолжается? Нет, просто на нас сдох областной рентгеновский аппарат.
Так закончился «счастливый» день 07.07.07 года.
Восстановительный период длился более двух месяцев, и к сожалению до сих пор травма дает о себе знать.
Анализ ситуации.
Попробую разобраться в причинах происшедшего. Как всегда, стечение нескольких обстоятельств в одном месте привели к проблеме, хотя были все возможности ее избежать.
Итак по порядку:
- Обучение. Юра к поездке на Зайсан катался на кайте не больше месяца, и я виноват, что недостаточно времени уделил наработке навыков интуитивного пользования страховкой. Для новичков любой выход нужно начинать с тестирования систем безопасности. На Кабрине предусмотрены два варианта страховки – гашение купола и отстрел на чикен-лупе;
- Самоуверенность. Имея за плечами богатый жизненный опыт, Юра до последнего надеялся, что сможет справиться с кайтом, но потом…
- потом возникла проблема с трапецией. В эту поездку мы взяли новую поясную трапецию, вместо обычной сидячей. Трапеция оказалась не по размеру и налетевший ветер задрал ее вверх. Дотянуться до триммера не получилось, ну а отстрел купола … см. пункт 1-й;
А как же мистика?
Тайна небесного грохота нашла совершенно техническое, но при этом абсолютно космическое объяснение: «.. использования перспективного российско-казахстанского ракетного комплекса «Байтерек» требует организации новой трассы запуска космических аппаратов, поскольку их масса увеличилась. При этом местом падения отработавших вторых ступеней ракет-носителей «Протон-М», запускаемых с космодрома Байконур, становится территория Курчумского района Восточно-Казахстанской области.
Местные жители, хорошо осведомленные благодаря газетам и телевидению о важности для нашего государства взаимодействия с Россией в космической области, все же дали свое «добро» на то, чтобы отработавшие ступени ракет-носителей «Протон-М» приземлялись на территории их района. Тем более что первый испытательный запуск «Протона» по новой трассе седьмого июня 2007 года прошел успешно.»
Но на этом мистика не закончилась, в больнице Юра попал в одну палату с офицером военно-космических сил, наземным участником этого запуска(!), который подробно рассказал о том, что происходило в небе в тот момент. Над нами в атмосфере разрушалась вторая ступень ракеты-носителя «Протон-М», представляющая из себя по размеру несколько железнодорожных цистерн. Совсем недалеко от нас были эвакуированы местные жители, рыбаки, попавшие в полосу падения остатков ступеней (длиной более 150 км.). Вот таким получилось космическое окончание нашей первой поездки на Зайсан.