Одно огромное исковое требование пытались отстоять в Специализированном межрайонном экономическом суде по ВКО четыре представителя АО «ВК РЭК», выступившие против двух представителей ответчика РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области» (ДАРЕМ).
В данное требование вошли и отмена ноябрьского приказа «Об утверждении тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии», и понуждение сделать перерасчет с учетом затрат, инфляции, коэффициента Х-фактора. Исковое требование заняло половину листа текста. А судье Рсалды Какишевой пришлось во всем этом разбираться.
Х-фактор, это не телевизионное шоу, а экономическая концепция, получившая свое распространение около 30 лет назад. Она обязательно учитывается при деятельности предприятий, но для данной статьи не столь важна. Цифры из искового заявления тоже не будем приводить, их там много, включая контролируемые расходы и другие затраты, на которые РЭК не может оказывать влияния, аж до 2019 года. Объемы оказываемых услуг РЭКом тоже уже заранее распланированы до 2019 года, их они просили предусмотреть в тарифе.
Мотивация в иске была весьма интересна: ДАРЕМ при утверждении тарифов не учел обоснованные расходы РЭК. Мол, энергетика – одна из самых травмоопасных отраслей, нужно обеспечивать работников средствами защиты, спецодеждой, а дефицит в тарифе не позволяет этого сделать. Оказывается, за период с 1998 года по 2014 год с работниками ВК РЭК произошло 84 несчастных случая, в том числе 13 со смертельным исходом. Сказано, что «недостаток индивидуальных средств защиты недопустим и создает угрозу жизни и здоровью работников». Мы так понимаем, что тех 84 человек тариф стороной обошел. Наверное, он был на 84 копейки ниже, чем нужно. Полагаем мы: вот сделают РЭКу тариф, какой им нужен, и тут же станет меньше несчастных случаев! А ДАРЕМ, такие-сякие, не сделали.
Еще ВК РЭК одна из крупнейших распределительных компаний в Казахстане. Их территория обслуживания составляет больше 280 тысяч квадратных километров, а расстояние между самыми удаленными точками составляет более 1000 километров. Им необходим парк современной техники, спецтехники, ГСМ. Но, ничего этого в ДАРЕМ не учитывают. И теперь, вероятно, им придется выезжать, как мы полагаем, на ремонт электросетей на автомобилях, производства СССР. Хотя, вероятно, они предполагали ежегодно, укладываясь в тариф, обновлять парк техники, покупая все более современную и быстроходную, пока не начнут преодолевать тысячу километров за час. А еще теперь работники останутся без индексации зарплат, что приведет к оттоку квалифицированных кадров, что уже наблюдается при среднемесячной зарплате в 86 тысяч тенге. А еще им требуются расходы на возмещение вреда жизни и здоровья гражданина, на устранение нарушений, выявленных государственными органами, услуги каналов передачи данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, оплату пенсионных взносов и взносов в палату предпринимателей. Эти затраты они желали бы включить в тариф.
У нас, обычно, тут же возникает вопрос: каковы затраты на транспорт для поездок руководства и затраты на обслуживание руководства в административном здании? Нельзя ли перераспределить доходы руководства на развитие предприятия? В России, например, депутаты снизили зарплаты, и даже президент с премьером. И потом, неужели можно спокойно допускать нарушения, за которые выкладывать деньги, заложенные в тариф, и получаемые с потребителя услуг? Но, мы отвлеклись.
И вот, начинается: сдерживание роста тарифов привело…! Тариф выглядел…! Тарифный дефицит…! Кредиторская задолженность…! Обращались – отказали! Умножаем то и это, получаем результат….
А судьи что? А они смотрят в нормативные акты. А нормативные акты гласят, что неконтролируемые РЭК затраты учитываются в тарифах на основе представленных обосновывающих материалов. Их размер определяется особым порядком формирования, и охватывает также расходы на оплату труда, исходя из фактической, но не превышающей нормативной численности персонала, с учетом инфляции. Вряд ли в учет была взята цифра работников ниже, чем реальная.
Кроме того, впервые контролируемые затраты РЭК были учтены в 2013 году, исходя из тарифной сметы 2012 года, скорректированные на индекс потребительских цен и так называемый Х-фактор. И на каждый последующий год исходили и корректировали соответствующим образом.
При этом методика расчета построена таким образом: чем эффективнее работает РЭК, тем выше будет тариф. У каждой РЭК есть возможность улучшать показатели: снизить потери, исключить неэффективные затраты, провести модернизацию. Вместо эффективного менеджмента, по мнению суда, РЭК пошел по пути судебной тяжбы, обжалуя законные действия ДАРЕМ. В общем, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований АО «ВК РЭК», и в удовлетворении их отказал.
Причем немаловажную роль при принятии такого решения судом стал тот факт, что отмена в сторону увеличения утвержденного тарифа неизбежно привела бы к увеличению стоимости услуг электроэнергии для конечного потребителя.