Потребительский кооператив собственников квартир, в качестве уполномоченного от жителей одного из многоэтажных домов Усть-Каменогорска, заключил договор по программе термомодернизации с ГКП «Оскемен-Тартип». Далее идет субподряд, ремонт делается, но настолько «качественно», что жители были готовы плакать.
Интересно, еще в 2013 году возник спор о недоделках, а сумма немалая – 5,5 миллионов тенге. Работы сделаны некачественно, материалы не соответствовали нормам, да еще причинен ущерб имуществу жильцов дома и самому дому. В мае 2013 года решение о понуждении устранить нарушения и произвести ремонтно-восстановительные работы до октября 2013 года вступило в силу.
С июля 2013 года правопреемником ГКП стало ТОО «Жилищно-эксплуатационное управление Восточно-Казахстанской области», но решение суда осталось неисполненным. В итоге, когда ПКСК обратился к специалисту, по ценам 2014 года ущерб был оценен почти в 8 миллионов тенге, что только хватало на устранение дефектов кровли.
При подаче в суд пришлось заплатить около 300 тысяч тенге госпошлины, специалисту оплатили 60 тысяч тенге. Когда же мы посмотрели на сумму оплаты представителю, то у нас прозвучало «ОГО!». Представитель «содрал» с ПКСК баснословную сумму в 800 тысяч тенге, в то время как «красная» цена такому делу 60-80 тысяч тенге! Это еще раз подчеркивает неразборчивость граждан при найме представителей, и качества юристов. Да, законом предусмотрено 10 процентов от суммы иска, но это сделано для ограничения при минимальных суммах, чтобы не «рвали шкуру» с доверителя. И это не значит, что можно взять такую сумму с людей, отдающих свои гроши на обслуживание дома…. У нас нет слов…. Стоит только представить, сколько работ можно было провести на эти деньги, собранные с тех же пенсионеров. А если денег не найдется, то и дела не будет?
В процессе, представитель истца увеличил исковые требования, добавив в них установку козырьков на подъезды, которые обязался сделать подрядчик, а устанавливал ПКСК своими силами. Соответственно, увеличился и размер государственной пошлины. И вот тут началась самая настоящая баталия – ответчик требования о козырьках не отрицал, а вот от всего остального «открещивался». Мол, по дефектной ведомости все работы выполнены полностью. Хотя и не подтвердил, что произведена полная замена кровельного металла. При этом все время звучало предложение о заключении мирового соглашения или применении медиации.
Жаныл Изенбаевой, судьей Специализированного межрайонного экономического суда по ВКО, рассматривавшей это дело, были допрошены специалисты, как со стороны истца, так и со стороны ответчика. Причем, специалист от ответчика высказался в том плане, что ремонт произведен бездарно. Была также допрошена в качестве свидетеля старшая по дому (хотя, на наш взгляд, она является истцом, а не свидетелем, ведь подавали в суд собственники жилья, хотя и уполномочивали на это дело ПКСК). Так вот, эта старшая некогда всех «подбила» на модернизацию, а теперь не может смотреть людям в глаза.
Проанализировав все доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования должны быть удовлетворены. А вот по оплате услуг представителя суд сумму посчитал чрезмерно завышенной, с чем мы абсолютно согласны. В общем, взыскано было 8 миллионов тенге убытков, пошлина, расходы на услуги специалиста и 150 тысяч тенге за услуги представителя. Пока что решение еще не вступило в силу. А если вступит в силу, да пока деньги вернутся, уже и цены повысятся, и ремонта добавится. Зря люди согласились на модернизацию, ой зря….