Вчера казахстанцы, как и ровно пять лет назад, проснулись обедневшими на 15-25%. Несмотря на то, что глава Нацбанка Кайрат Келимбетов неоднократно заверял, что оснований для девальвации тенге в стране нет, 11 февраля она все-таки свершилась - новый уровень обменного курса будет находиться около 185 тенге за доллар США. Вопреки его прогнозам оказалось, что такая корректировка была крайне необходима. Об этом главный банкир заявил сегодня в ходе специальной пресс-конференции.
Ровно три недели назад Национальный банк Казахстана распространил среди СМИ сообщение о том, что ситуация на валютном рынке остается стабильной и причин для девальвации тенге нет. "В условиях благоприятной внешней экономической конъюнктуры и стабильного макроэкономического положения в Казахстане причин для девальвации тенге нет. При этом наблюдаемая в настоящее время незначительная корректировка обменного курса тенге происходит в рамках тренда в пределах, адекватных текущим экономическим условиям", - говорилось в нем.
Кайрат Келимбетов и сам ничего не знал...
Самое интересное, что эта же формулировка сегодня из уст Кайрата Нематовича звучит уже как основной повод для девальвации. "Слава богу, экономика Казахстана в прошлом году показала 6%. В этом году мы планируем 6%. В прошлом году инфляция была 4,8%, в этом году планируем, что она будет в коридоре 6,8%. Чтобы все оставалось в таким благоприятном макроэкономическом формате, нам нужно сделать эту корректировку, в том числе, чтобы не терять зря золотовалютные резервы", - пояснил г-н Келимбетов.
По его оценке, "сегодня не такие драматические условия", какие были в феврале 2009 года, когда случилась первая девальвация тенге… А раз все более-менее спокойно, то возникает вопрос: какая необходимость была сейчас проводить немедленную корректировку курса? И почему снова никто не предупредил об этом простых обывателей? Напротив, сам Келимбетов вопреки опасениям аналитиков регулярно и настоятельно рекомендовал согражданам хранить депозиты в тенге и неустанно уверял в его стабильности. Причем линию по агитации нацвалюты он продолжает гнуть и после ее обвала. "Лично я держу деньги в тенге, по крайней мере, зарплату, и не переводил в доллары. И вообще в целом все государственные органы поддерживают равновесность курса тенге и верят в национальную валюту РК", - ответил он на соответствующий вопрос журналистов.
Как известно, в 2009 году Нацбанк называл три основные причины девальвации тенге: это понижение цен на нефть; девальвация национальных валют в странах-торговых партнерах Казахстана и в странах, экономика которых зависит от экспорта сырья; необходимость сохранения золотовалютных резервов Национального банка.
В 2014 году причины снижения курса тенге, по версии НБРК, выглядят следующим образом:
Во-первых, это ситуация в ведущих развивающихся странах, в частности, в странах БРИКС. В результате сокращения количественного смягчения в США идет переток капитала из развивающихся стран в развитые, что привело к росту давления на валюты этих стран. На фоне неопределенности дальнейшего развития мировой экономики усилилась волатильность на мировых финансовых и товарных рынках.
Во-вторых, сохраняется неопределенность относительно обменного курса российского рубля. В результате перехода Центрального Банка РФ к более свободному формированию обменного курса российский рубль в 2013 году ослаб на 7,1 процента по отношению к доллару США. В январе текущего года тенденция ослабления обменного курса российского рубля продолжилась.
В-третьих, это состояние платежного баланса РК. Несмотря на то, что счет текущих операций остается положительным, наблюдается рост импорта, главным образом, за счет импорта потребительских товаров.
В-четвертых, это высокие девальвационные ожидания в экономике Казахстана и усиление в связи с этим спекулятивных операций. Для противодействия спекулятивному ажиотажу и недопущения чрезмерной волатильности обменного курса Национальный банк вынужден регулярно принимать участие на валютном рынке.
В-пятых, для создания базовых предпосылок для снижения инфляции до 3-4 процентов в среднесрочной перспективе НБК планирует перейти к инфляционному таргетированию, что предполагает отход от жесткого регулирования обменного курса.
Однако, по мнению экспертов, предпосылки для одномоментной девальвации тенге складывались уже давно и их гораздо больше, чем озвучивает Нацбанк. "Дело в том, что у нас ухудшился достаточно сильно платежный баланс, была тяжелая ситуация в цветной и черной металлургии, которая является системообразующей отраслью для половины регионов страны. Плюс еще инфляционные ожидания от российского рубля. Все это, а также повышение выплат пенсионных, зарплат бюджетникам – оно все тяжким грузом легло на бюджет. Видимо, для того чтобы бюджет выправить, и была проведена эта девальвация", - пояснил в интервью "Радиоточке" политолог Марат Шибутов.
Сам Келимбетов предпочел умолчать об этих причинах и вообще занял позицию неосведомленности, хотя выглядел уверенным и даже веселым, что смотрелось неестественно на фоне шокового состояния населения. Если верить его словам, то новость об обвале тенге застала его ночью, с 10-го на 11-ое февраля, после закрытия всех финансовых рынков. Причем преподнес он это так, будто решение о девальвации принималось без его участия – главного банкира просто поставили перед фактом, как и миллионы ни о чем не подозревавших казахстанцев.
Закрыто на переучет...
Наученные прежним опытом, хотя до конца не понимая, что же происходит, люди бросились скупать валюту. Примерно к 10 часам утра курс доллара в некоторых обменниках поднялся до 200 тенге за доллар. Ажиотаж и панику подхватили работники торговли. В частности, была приостановлена "на технический перерыв" деятельность нескольких крупных торговых домов, в том числе по продаже электроники и бытовой техники, прекратили свою работу интернет-магазины и автодилеры.
Уже к 11 часам в соцсетях появились призывы об объединении против обнищания граждан, правда, к какому-то определенному знаменателю они еще не привели и вряд ли приведут. Несмотря на крайнюю возмущенность интернет-пользователей, этому протесту, как и предыдущим, не суждено вылиться за рамки сети, уверены эксперты. По их словам, до сих пор граждане проявляли крайне низкую гражданскую активность на различные непопулярные реформы правительства. Они уверены: народ снова проглотит обиду и смирится с новым курсом тенге.
По мнению генерального директора консалтинговой компании "Алмагест" Айдархана Кусаинова, самые большие проблемы сейчас ожидают малый и средний бизнес, потому как он значительно скреплен с национальной валютой. Естественно, начнут свой рост цены на продукты и товары первой необходимости. По прогнозам Марата Шибутова, они подорожают примерно на 20%. Особая нагрузка ляжет на людей, имеющих кредиты в банках, а это более 70% казахстанцев.