Тонны меда были раскуплены в считанные часы! В последние дни августа в Усть-Каменогорске вновь развернулся медовый фестиваль - четвертый по счету. На него съехались руководители крупнейших ассоциаций и союзов пчеловодов Евразии. На ярмарке в центре города сладкий продукт лился рекой. На любой вкус - от прозрачно-желтого со степных трав до густо-темного с таежных еланей. Мед, пыльца, прополис, медовуха, воск, перга… Тонны пчелопродуктов были раскуплены в считанные часы! Торговые ряды гудели как ульи. Дети и взрослые облизывались возле горок с янтарными сотами. На два дня Усть-Каменогорск вернул себе былую славу медовой столицы Казахстана. Но праздник прошел, и наступили не совсем радужные будни.
В архивах Усть-Каменогорска сохранились любопытные сведения. В начале XX века только вокруг города имелось 150 тысяч (!) пчелосемей. Другими словами, почти в каждом доме держали по два-три десятка ульев. Помимо этого мощные крупные пасеки стояли вдоль Ульбы, Бухтармы, Иртыша, Курчума, на озерах Маркаколь и Зайсан. Мед вывозили обозами и баржами в центральную часть России и дальше за границу. Тысячами тонн. Увы, от былой славы пчелиного края остались только воспоминания.
Современная экономика Восточного Казахстана это - металлургическая промышленность. Рудники, фабрики, комбинаты. Они - основные работодатели и доноры бюджета, их налоги - сотни миллионов тенге. Казалось бы, альтернативы этим гигантам нет. Но так ли это?
Вот китайская пчелофирма «Дан Дай», 30 пчеловодческих баз. По словам ее гендиректора Ян Хон Джи, в прошлом году фирма поставила на экспорт около 4 тысяч тонн меда, чистый доход составил 23 млн долларов Всего Китай ежегодно экспортирует 75 тысяч тонн меда – чуть ли не на полмиллиарда долларов! Похожий объем производства в Украине, Израиль получает 30 тысяч тонн меда. Сотни тысяч тонн – Турция, здесь медовый бизнес настолько выгоден, что открыли научно-исследовательский центр пчеловодства с годовым бюджетом 10 млн евро.
– Выгода, которую получает сельское хозяйство от опыления пчелами, в 30 раз больше, чем выгода от самого производства меда, – отметил представитель ассоциации пчеловодов Израиля Григорий Халин. – Ученые спрогнозировали: если на планете исчезнут вдруг пчелы, через 4 года погибнет все растениеводство.
Присмотреться к опыту соседей было бы не лишне. В отличие от металлов, угля и нефти, запасы которых иссякнут через несколько десятилетий, пчела – это вечный возобновляемый ресурс. Как и луга, поля, леса.
На сегодня в области действует свыше 30 племенных пасек, в ближайшие 2-3 года их число будет увеличено до 50 – по 5-6 в каждом районе. И все-таки это капля в море. По оценке областного управления сельского хозяйства, годовой медовый потенциал Казахстанского Алтая – 18-20 тысяч тонн. Глава национального союза пчеловодов Казахстана «Бал Ара» Сергей Терещенко куда смелее в прогнозах – 90 тысяч тонн. Другими словами, производство меда в крае можно увеличить в сотню раз.
– Все реально, выполнимо. Правда, предстоит большая работа. Нужен национальный закон о пчеловодстве, госпрограмма субсидирования, переход пчеловодов от дедовских методов к механизации и интенсивным технологиям, - заключил вице-президент союза «Бал Ара» Игорь Рукавицын.
Первый шаг уже сделан. На прошлогоднем фестивале меда создан Евразийский клуб пчеловодов с центром в Усть-Каменогорске. Нынче принято решение о сертификации и присвоении номеров каждой пасеке, чтобы пресечь любые попытки фальсификации меда. И главное, необходима сертифицированная по мировым стандартам лаборатория, чтобы можно было отслеживать качество меда. Нынче уже открылись линии по фасовке меда в красивые упаковки разного объема – от 0,2 до 5 литров. И уже сами участники фестиваля присутствовали на открытии завода по упаковке меда.
Информационный центр ВКО.