В Восточном Казахстане, в Риддере, две семьи остались без крыши над головой в результате сомнительной сделки.
– У нас двое детей, один ребенок – инвалид, – со слезами обратилась в корпункт “Каравана” жительница Риддера Фатма МИКАИЛОВА. – Мы отдали за квартиру больше половины суммы. И теперь мою семью выгоняют на улицу!
Мы решили во всем разобраться на месте.
“Мы уже ремонт сделали!”
Риддер – типичный моногород, выросший вблизи полиметаллических рудников. До сих пор о перестроечных 90-х здесь напоминают полуразрушенные многоэтажки. Новое жилье в городе не строится. Фатма и Али Микаиловы встретили нас возле пятиэтажки, которой уже лет 40–50. Полтора года назад супруги решили купить здесь квартиру. Оформили предварительный договор. Заплатили владельцу жилья сначала 200 тысяч тенге, потом еще 300, около 100 тысяч отправили почтовым переводом. Все при свидетелях, с подтверждающими документами. До полного погашения суммы в 1 миллион тенге оставалось всего 395 тысяч. Но…
– В сентябре по почте нам пришло уведомление о расторжении предварительного договора, – с возмущением вспоминает Фатма. – В тексте значилось, что квартира продана другим лицам. А мы уже сделали в ней капитальный ремонт и вселились. Муж кинулся к владельцу квартиры, чтобы погасить всю сумму, завершить сделку. Но тот заявил: вмешались какие-то парни, забрали его документы, теперь всем рулят они.
По серой схеме
Как выяснилось уже в суде, некий житель Риддера пообещал владельцу двушки заплатить за нее больше – полтора миллиона тенге. И уговорил оформить доверенность на него. Вместе с уведомлением о расторжении предварительного договора в тот же день оформили доверенность на адвоката для представления в судебных процессах. А спустя считанные дни злополучная двухкомнатная квартира была продана. По доверенности.
– Обстоятельства этой сделки вызывают большие сомнения, – отметила адвокат пострадавших супругов Фарида ГАБДУЛЛИНА. – Еще в январе 2010 года Али Микаилов зарегистрировал в департаменте юстиции обременение на квартиру. Однако это не помешало нотариусу оформить ее продажу третьему лицу. И в считанные дни после продажи квартиры Микаиловы получили судебную повестку по иску о принудительном выселении.
Суд первой инстанции удовлетворил иск полностью. Ведь право собственности на жилье за новым покупателем было заверено нотариально.
– К сожалению, изначальный владелец квартиры – пьющий человек, – заметила адвокат Ф. Габдуллина. – Нигде не работает, жил вместе с 80-летней мамой, которая парализована. За свою квартиру он не получил ни тиына! В апелляционную инстанцию так и написал: не понимал, что подписывал, все делал в состоянии похмелья, остался без денег, без жилья и с парализованной матерью на руках...
Молчание – знак согласия?
Скандалы с сомнительными квартирными сделками регулярно сотрясают Восточный Казахстан. Пять лет назад на скамье подсудимых по обвинению в “черном” риэлторстве оказался высокопоставленный сотрудник ДВД!
Супруги Микаиловы направили в Риддерский отдел полиции заявление по факту мошенничества с продажей двушки. Но прошло два месяца – в ответ ни слова!
Обращался в прокуратуру и ГОВД и бывший владелец квартиры. В заявлении на имя прокурора Риддера Виталия ШАБЕРАнаписал: “ О чем была доверенность, я не понял… Денег мне никто не отдавал”. Но какой-либо реакции от прокурора человек так и не дождался.
Не правда ли, ситуация напоминает продуманную мошенническую схему? Но почему в таком случае молчат правоохранительные органы?