За последнюю пятилетку 25 казахстанцев обратились к психиатрам за "добром" на смену пола. В том числе и граждане пенсионных лет. Сколько еще соотечественников не решается рассказать медикам о том, что их тела диссонируют с "начинкой", неизвестно. В стране нет официальной статистики по столь щекотливому вопросу.
Секретарь комиссии по расстройству половой идентификации Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Галия Кобегенова перечисляет мне признаки транссексуализма: – Желание жить в качестве лица противоположного пола, что обычно сочетается с чувством дискомфорта, а также потребность получать гормональное и хирургическое лечение.По ее словам, такие симптомы должны наблюдаться у человека в течение двух лет. При этом специалистам надо исключить всевозможные психические отклонения. Любопытно, что сменить пол желают люди разных возрастов – иногда человек "созревает" только к 60–70 годам. На обследование потенциального транссексуала уходит месяц. За это время эскулапы беседуют не только с пациентом, но и с его родственниками и друзьями. Если врач убеждается в правоте претендента на смену пола, он отправляет его на комиссию, которая выносит окончательный вердикт. С этой справкой транссексуал уже может обратиться к хирургам.– Транссексуализм проявляется в раннем возрасте. Поэтому мы просматриваем весь дневник жизни человека, который обратился к нам, – объясняет замдиректора по научной и клинической работе Республиканского центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николай Негай.
Он отмечает: чтобы осмелиться на визит к психиатру со столь неординарной просьбой, люди собираются с духом по несколько лет. Часто решение принимается на пару с партнером или партнершей.
Первые трудности у транссексуалов возникают при попытке обзавестись новыми документами. По словам Галии Кобегеновой, некоторые загсы отказывают их выдавать. Что касается самих операций по смене пола, то в Минздраве сообщили, что эту задачу вроде собирался взять на себя Республиканский центр урологии. Когда я дозвонилась до его генерального директора Мырзакарима Алчинбаева, тот отрезал:
– Нет, мы такие операции не проводим!
В общем, несмотря на то, что Кодекс о здоровье народа еще с 2009 года позволяет гражданам менять половую принадлежность, шансы сделать это в Казахстане – нулевые. Так что наши трансы ездят либо в Россию, либо в Таиланд. Операция стоит несколько десятков тысяч долларов.
Столкнувшись с бюрократическими проволочками, транссексуалы заявили о том, что будут подавать в суд на Минюст. А уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар
Шакиров обратился к руководителю канцелярии премьер-министра Габидулле Абдрахимову с просьбой принять меры по решению проблем транссексуалов на межведомственном уровне.
По словам начальника управления загсов Минюста Жанары Хамзиной, в казахстанском законодательстве слабо прописаны нормы, касающиеся транссексуалов. В Кодексе о здоровье народа прописана лишь норма о том, что человек с расстройством половой идентификации имеет право сменить пол.
– Согласно приказу министра здравоохранения, Республиканский центр психиатрии, психотерапии и наркологии выносит рекомендации по изменению социального или паспортного пола. А рекомендации, как известно, не имеют обязательного характера, – объясняет Жанара Хамзина. – Сейчас в проекте "Кодекс о браке и семье", рассматриваемом в мажилисе, закрепляется пункт: смена документов человека, сменившего пол, может быть произведена только после соответствующей хирургической операции.
По мнению Хамзиной, подобная практика принята во всем мире. Она защищает транссексуалов от всяческих неприятностей. Например, попадает в больницу женщина с паспортом мужчины – и непонятно, в какое отделение ее определять. Или мужчину с женским паспортом задерживает полиция, а потом его приговаривают к тюремному сроку. Человек попадает в мужскую колонию, и можно легко предположить, чем это чревато.
– Планируется, что в ближайшие 2 месяца поправки вступят в силу. Так что транссексуалы, которые уже получили справку, подтверждающую их диагноз, могут отправляться на операции. А документы они получат по окончании всех хирургических процедур, – резюмировала Жанара Хамзина.