Об Азамате Сыздыкове наша газета писала уже несколько раз. Напомню: два года назад коммерсант Азамат Сыздыков продал заместителю начальника столичного ДВД подполковнику Дмитрию Малахову два весьма недешевых автомобиля - “Тойоту-Ландкрузер-100” стоимостью 58 тысяч долларов и “Хонду-CRV” стоимостью 23 тысячи долларов. Правда, у покупателя сразу денег на машины не нашлось, но он пообещал продавцу с полным расчетом не затягивать.
А спустя примерно месяц подполковник, разъезжавший на новоприобретенном джипе по ночной столице, стал жертвой разбоя. После этого у Дмитрия Малахова охота возвращать долг совсем пропала - видимо, он решил, что заказчиком нападения на него был не кто иной, как Сыздыков. Правда, вскоре настоящих налетчиков поймали и осудили на длительные сроки. То, что Сыздыков к ним никакого отношения не имел, было доказано. Но Малахов уже и не думал выполнять свои обязательства перед предпринимателем. Полицейский решил, что проще создать проблемы кредитору, нежели рассчитаться с ним. Вскоре Азамат Сыздыков, когда-то тоже работавший в полиции, загремел за решетку по обвинению в коррупционном преступлении. Якобы в бытность полицейским он подбросил наркотики одному закоренелому наркоману.
Инициировал это расследование родной брат Дмитрия Малахова - Владимир Малахов, как раз назначенный тогда на должность прокурора Сарыаркинского района Астаны. А расследование он поручил проводить родной кровинушке - все тому же замначальника ДВД Дмитрию Малахову.
Семь месяцев Азамат Сыздыков провел в следственном изоляторе. Потом был суд, который его полностью оправдал. Однако после апелляции ему все же отмерили 3 года условно
- большего судьи сделать никак не смогли. Но поскольку Азамат не смирился и продолжал слать жалобы во все инстанции от генерального прокурора до администрации президента, то его и после этого в покое не оставили.
События развивались следующим образом. В апреле 2009 года в астанинском микрорайоне “Чубары” неизвестные угнали автомобиль “Тойота-Камри-40”. В связи с розыском этой “Тойоты” в мае 2009-го была обнаружена и изъята автомашина… BMW Х-5,принадлежащая отцу Азамата Сыздыкова. Искали “Тойоту”, а нашли BMW. А “бумер” этот стоит на учете в дорожной полиции, не находится в розыске и не является объектом чьих-либо притязаний.
Но дальше еще веселее. Машину полицейские направляют на экспертизу. Повод феноменальный - отсутствие фирменной наклейки на лобовом стекле. Заключение эксперта способно любого вогнать в глубокую прострацию. В одном из абзацев своего заключения он указывает, что номер кузова BMW выполнен заводским способом при помощи автоматического нумератора, следов, направленных на изменение одного знака на другой, не имеется. А в другом, наоборот, указывает: найдены следы, позволяющие сделать вывод, что номер кузова был перебит.
Чему прикажете верить?
А ничему.
Потому что речь идет вообще о разных машинах.
То есть на экспертизу была направлена одна, на которую навесили госномера с другой - машины Сыздыкова-старшего.
Но кого интересуют такие мелочи?
Тем не менее дело трещит по швам. С автомашины снимают наложенный арест, потому что для него попросту нет оснований. Но при этом следователь не возвращает ни техпаспорт на автомашину, ни ключи от нее. Тогда Азамат Сыздыков и его отец в официальном порядке получают в дорожной полиции дубликат техпаспорта в связи с утерей его оригинала и совершенно беспрепятственно эвакуатором забирают свой BMW со штрафстоянки. Азамата тут же пытаются обвинить в самоуправстве.
Все это, повторяю, происходит на фоне того, что Сыздыков регулярно обращается в Генеральную прокуратуру, КНБ, финпол, администрацию президента с жалобами на братьев Малаховых, старший из которых, несмотря на скандал, остается замначальника ДВД Астаны, а младший недавно переведен с должности районного прокурора в Генеральную прокуратуру с повышением.
К месту пришелся и эпизод с угнанной в “Чубарах” “Тойотой-Камри-40”. Полицейские задержали некоего Амангельды Тайжигитова, который тут же сознался в угоне и даже указал на двоих подельников - Дамира Утеуова и Жаната Хамзина. После недолгого пребывания в камере Тайжигитов стал еще разговорчивее и дал показания, что угнал машину по заданию Азамата Сыздыкова. После этого угонщик вышел на свободу под подписку о невыезде как ценный для следствия свидетель, а вот Утеуов и Хамзин, которые пока отказываются свидетельствовать против Азамата Сыздыкова, остались в следственном изоляторе.
Вскоре во второй уже раз за решетку отправился и Азамат Сыздыков - его якобы опознал Амангельды Тайжигитов. А тем, что опознание проводилось с грубейшими нарушениями процессуальных норм и даже без присутствия его адвоката, кого нынче удивишь?
Тем временем пара внимательных читателей газеты “Время” из числа нынешних депутатов мажилиса предоставила нам материалы одного давнего уголовного дела, которое пятнадцать лет назад привело к отставке старшего из клана Малаховых - Михаила Федоровича. С высокой должности председателя Верховного суда он был снят по заявлению тогдашнего председателя коллегии по уголовным делам ВС Утегена Ихсанова и после представления главы государства. Суть обвинения - подарок, полученный от окружения известного в те времена криминального авторитета Рыжего Алмаза - Нусупбая Насенова - за смягчение приговора. Так вот, судя по документам, переданная за свободу Рыжего Алмаза одна из автомашин, “Хундай-Акцент”, была оформлена на старшего из братьев Малаховых - Дмитрия. Вторая же - “Нива” - на младшего, Владимира.
Похоже, автомобили - это родовое проклятие клана Малаховых. Хотя в те лихие времена Малаховы интересовались не только автомобилями. Дмитрий, например, за баснословные для той поры деньги продавал некоему СП “Медео” щенков ризеншнауцера (каждый по цене “Жигулей”. - Г.Б.). Письменный договор на щенков помимо сына подписал и сам Михаил
Малахов, полностью указав свою высокую судейскую должность, - не постеснялся.
Впрочем, все это дела давно минувших дней.
Нынче братья Малаховы и сами большие начальники. Любого могут упечь в каталажку. История Азамата Сыздыкова тому наглядный пример.