Государство получит возможность привлекать ресурсы частного бизнеса, а казахстанцы - оптимальное соотношение «цены-качества». Оживить отношения государства и бизнеса должны поправки в законодательство по вопросам государственно-частного партнерства, с которыми в Парламент вчера пришло Министерство Национальной экономики.
Государство получит возможность привлекать ресурсы частного бизнеса, чтобы решать социально-экономические задачи, а казахстанцы - оптимальное соотношение «цены-качества» и новые рабочие места. Вице-министр Марат Кусаинов, комментируя изменения и дополнения, отметил, что, «этим законом расширяются все возможные виды взаимодействия государства и бизнеса. ГЧП реализуется с большими проблемами, но нужна практика».
Дарига Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, руководитель фракции «Нұр Отан»:
Ранее сфера ГЧП распространялась на образование и здравоохранение, транспорт, энергетику и ЖКХ. У меня вопрос: каков опыт за то время, как работает данный закон? Его приняли год назад. Пошла работа в этом направлении? Не пошла? Если не пошла, то по каким причинам. И почему решили снять отраслевые ограничения? И особенно теперь здесь в числе участников национальные операторы. Квазигоскомпании. Не приведет ли это к новым злоупотреблениям в этой области, когда через свои же аффилированные компании любая национальная компания-оператор может создать ГЧП, а, я так понимаю, конкурс не нужен, нужен? И в конкурсах побеждают, побеждают и побеждают. Вот такие у меня сомнения.
Марат Кусаинов, вице-министр Национальной экономики РК:
Есть несколько причин, по которым развитие ГЧП сталкивается с проблемами: например, в сфере инфраструктуры, это автодороги, железные дороги и т.д. Проекты в сфере ГЧП в транспорте, они очень капиталоемкие и низкорентабельные. Поэтому инвестиционная привлекательность их для частных инвесторов - низкая. Единственный привлекательный проект, который сейчас заработал - это проект большой алматинской кольцевой дороги. Проект подготовили, объявлен конкурс, и он скоро состоится. Почему непривлекательны другие дороги? Потому что они очень большие, протяженные, трафик маленький. Отбиваемость проекта очень низкая. Еще на рассмотрении проект обходной дороги вокруг Шымкента. В Рамках коридора Западная Европа - Западный Китай и проект железной дороги в обход города Алматы.
Непривлекательность проектов в сфере ЖКХ в Минэкономики объясняют недолгосрочными тарифами. Что касается социальных проектов, то там низкая активность регионов и сложность оформления процедур. Депутаты предлагают в рамках государственно-частного партнерства упростить советские строительные СНиПы, которыми еще пользуются, но считают устаревшими и, таким образом, привлечь инвесторов к строительству, в том числе школ и больниц. Парламентарии призывают тщательно проработать документ, чтобы избежать ошибок, которые были допущены во время строительства дороги Шар - Усть-Каменногорск.
Толеген Ибраев, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Непродуманно, без просчета построили эту дорогу. Дачные поселки остались отрезанными от дорог. Ветераны-пенсионеры страдают, и до сих пор этот вопрос не решен. Крестьянские, фермерские хозяйства, не могут попасть на свои пастбища. Их жизненно важные вопросы не были учтены при строительстве, проектировании дороги. Поэтому, они были исправлены, конечно, дополнительными, большими средствами, мой коллега сказал - 13 миллиардов, так это только учтенных. Это надо учесть.
Марат Кусаинов, вице-министр Национальной экономики РК:
Там были проблемы между концессионером, это Шар - Усть-Каменогорск и КТЖ. По стыковке, по тарифам. Проблема из-за того, что в договор о концессии не было вовлечено КТЖ на этапе подготовки проекта. Мы эту проблему решаем, когда будет заключаться договор концессии, наряду с частником, государством, мы хотим, чтобы вовлеклось и КТЖ, например, в сфере железных дорог. Или KEGOK в сфере электроэнергетики. То есть они будут вовлечены на этапе подготовки технического договора. Мы хотим с самого начала завершить эти проблемы.