Миграция населения и соответственно регистрация граждан по месту жительства являются головной болью для полицейских, работающих в миграционных подразделениях. Но в поисках правонарушителей сами полицейские готовы далеко зайти и искусственно усложнить жизнь законопослушным гражданам. По законодательству, хозяин жилища может зарегистрировать на своей жилплощади своих близких родственников, проживающих совместно с ним. Также по закону он может снять их с регистрационного учета в силу тех или иных обстоятельств. При этом согласие на это хозяин жилья получать ни у кого не обязан. Вот в этом-то и кроется подвох, который устраивают миграционные полицейские населению.
Пожилая женщина обратилась в один из ЦОНов Алматы с просьбой прописать к ней родного племянника, приехавшего из другого региона страны. Ему нужно где-то жить первое время, пока он найдет работу и отдельное жилье. Миграционный полицейский объяснил, что при необходимости она может в любое время выписать племянника, как только в этом отпадет необходимость. Женщина успокоилась, ведь народ привык доверять тому, что говорят чиновники, хотя зачастую это выходит боком.
А в это же самое время другая посетительница этого же ЦОНа решила снять с регистрационного учета дочь, вышедшую замуж и решившую “прописаться” по месту жительства мужа. И тут слова сотрудников миграционной полиции о том, что собственник жилья в любое время может сделать это сам, явно разошлись с делами.
Заполнив форму заявления о снятии с учета, полицейские сделали оговорку – “в связи с непроживанием”. При оформлении листка убытия для регистрации по новому месту жительства неожиданно встал вопрос о том, что сделать это полицейские могут только после того, как гражданин посетит районный отдел миграционной полиции и оплатит штраф в размере 5 МРП (8655 тенге) – якобы за предоставление владельцем жилья регистрации лицу, не проживающему по месту жительства! Либо начальник этого самого отдела миграционной полиции должен освободить гражданина от штрафа, и в любом случае только после этого будет произведено снятие с учета.
Неожиданный поворот, не правда ли? Тем более что формально состав такого административного правонарушения есть. По статье 378 КоАП РК именно за такие действия и штрафуют на такую сумму, а при повторном нарушении – уже на 10 МРП. Только вот выявляться такое нарушение должно другим образом, и поэтому возникает вопрос: чем это не повод для коррупции?
Ведь большинство граждан, обращающихся в ЦОН или к миграционным полицейским, понятия не имеют о том, что для снятия с регистрационного учета необходимо тащить туда чуть ли не всю родню, чтобы она подтвердила: да, человек действительно проживает по месту регистрации и добровольно согласен сняться с регистрационного учета, но не может сам явиться в ЦОН по уважительной причине.
А раз пришел только сам хозяин, то получается, что родственник там и не живет. Нужно видеть состояние тех людей, которым сотрудники ЦОНа и миграционной полиции, сами же подсказывающие, как заполнить заявление, вдруг объявляют о том, что они являются административными правонарушителями.
Одно дело, когда на свои квадратные метры предприимчивые люди прописывают посторонних лиц, реально там не проживающих, и получают за это вознаграждение, а другое – когда родственники, столкнувшиеся с такой проблемой, будут отказывать своим близким из-за банального страха перед миграционной полицией. Кто от этого выиграет? Явно не родственные чувства и отношения и, пожалуй, даже не государственная казна, а все те же полицейские, готовые любым способом сделать жизнь граждан наполненной особым смыслом и содержанием. Об этом ли они должны заботиться по закону, помогая гражданам?