Одним из новобранцев «Казцинк-Торпедо» нового сезона стал нападающий, воспитанник нижнекамской хоккейной школы, Артем Токарев. Путь российского форварда в Усть-Каменогорск пролегал через Чемпионат Казахстана, в котором Артем отыграл два сезона в составе рудненского «Горняка» и столичной «Астаны». Сезон в «Астане» оказался для Токарева особенно успешным: он вошел в десятку бомбардиров по итогам регулярного чемпионата и стал лауреатом в номинации «Джентльмен лиги». О секретах своего джентльменства и многом другом Артем поведал в интервью официальному сайту клуба.
– Артем, с прибытием в «Казцинк-Торпедо»! Для нас Вы совершенно новый человек. Расскажите немного о себе: откуда родом, как пришли в хоккей, как складывалась карьера?
– Я родился в Нижнекамске. Там и начал заниматься хоккеем. Тренер пришел прямо в детский сад, набрал ребят, у которых, на его взгляд, была перспектива. Я был в их числе.
Нижнекамская школа тогда только начала развиваться, можно сказать, что я попал в первую волну – в число первых воспитанников. До 18 лет играл в команде юниоров, затем три года во второй команде – «Нефтехимик-2». В первую, так сложилось, не попал.
– Почему?
– Там были сильные игроки. Есть такая поговорка: удача – это когда ваша подготовка соответствует выпавшему шансу. На тот момент моя подготовка не соответствовала уровню команды мастеров. И я поехал в ХК «Челны». Год отыграл там, в первой лиге. Потом меня пригласили в Оренбург. Команда называлась «Газпром-ОГУ». Провел еще один сезон в первой лиге. А на следующий год команда перешла в Высшую.
– Как дался переход?
– Конечно, в Высшей лиге и скорости повыше, и профессионализм игроков. Было непросто. Но, думаю, для первого сезона выступили неплохо. Я был удовлетворен итогами. По статистике шел на 5-м месте среди своих одноклубников. На второй год в конце сезона был назначен капитаном команды.
– И как пришлась новая роль?
– Большая ответственность. У капитана больше функций. Много сил уходит на то, чтобы сплотить команду. Нужно разговаривать с каждым игроком, чтобы доносить доводы тренеров, чтобы каждый понимал, что от него требуется. Было непросто. Но, думаю, что смог заслужить уважение у ребят, а это важно для капитана.
– На тот момент ты был лидером в команде? Ведь капитанами просто так не назначают.
– С моей стороны было бы нескромно себя оценивать. Нет, я, пожалуй, поскромничаю.
– А как статистика?
– Остался также на 5-6 месте в команде. Выполнял часто черновую работу, но, как говорил тренер, ее видно. А вот следующий сезон был для меня гораздо сложнее. Тренерский штаб посчитал, что мне нужно играть в обороне, в то время, как я рассчитывал играть впереди. Мои планы были разрушены, пришлось большей частью обороняться, то есть играть в меньшинстве. Наверное, это какой-то канадский стиль, когда два звена только атакуют, а два только обороняются. Было довольно сложно.
– А такое деление не убивает общую технику игрока?
– Да. Вот поэтому тот сезон, даже учитывая, что я был капитаном, могу только в минус себе записать. Потому что я только оборонялся и поделать с этим ничего не мог – установка тренера, ее нужно было выполнять. Конечно, моя статистика по итогам сезона оставляла желать лучшего. В Оренбурге я больше играть не мог, то, что от меня требовали, я уже чисто психологически не мог выполнять. Предложений от клубов Высшей лиги не было…
– И тогда Вы обратили взгляд на Казахстан?
– Ребята знакомые играли в Рудном. Поговорил с ними. Они звали к себе. Сказали, что чемпионат Казахстана сейчас проходит на очень хорошем уровне. Может быть, и уступает немного ВХЛ, но однозначно сильнее Первой Лиги. На тот момент «Горняк» возглавлял Владимир Ильич Бородулин, его моя кандидатура устроила. Приехал, сразу попал в тройку с игроками, с которыми хотел играть. На этот раз это был атакующий хоккей. Довольно неплохо отыграл сезон.
– Так Вы поехали в Казахстан за атакующим хоккеем?
– Да. Я хотел играть впереди. Конечно, для меня важно, чтобы сзади было все строго, все «на ноль», и тогда уже можно впереди создавать моменты.
– Итоги в Рудном вдохновили?
– Я набрал 40 очков, в команде был одним из первых. Этот сезон меня порадовал. После него я вновь почувствовал уверенность. Поехал на сборы в «Ариаду» в Волжск, но там не удалось закрепиться. Было два варианта: вернуться в Рудный или поехать в «Астану». Команда только образовалась. Туда поехали мои партнеры по тройке, они-то и позвали с собой. Я выбрал «Астану». Сезон сложился удачно: стал вторым в команде, а в лиге в целом – лауреатом в номинации «Джентельмен лиги».
– По каким критериям определялся в ней победитель?
– Учитывалась полезность игрока (+/-), набранные очки и количество штрафных минут.
– У Вас действительно очень маленькое штрафное время. Как считаете, от чего вообще зависит этот показатель?
– Наверное, от психологии, от того, как ты чувствуешь себя на площадке. А это, в свою очередь, зависит от многого. Это и от твоего физического состояния, заряженности на борьбу и от соблюдения того принципа, который повторяют все тренеры: сердце горячее, голова холодная.
– После успешного сезона в «Астане» последовало приглашение в «Казцинк-Торпедо»?
– Все произошло неожиданно. Я был в отпуске, отдыхал на море, а когда приехал, ребята сказали: Сергей Петрович Могильников хочет с тобой связаться, но не знает как. Я перезвонил ему, и он сказал, что у меня есть возможность попробовать свои силы в Усть-Каменогорске. Я очень обрадовался. Ведь это означало возвращение в ВХЛ. Я шел к этому два года. И, конечно, я согласился.
– Ты уже работал под началом Сергея Петровича в Рудном?
– Да, около 4-5 месяцев, когда он пришел в команду. А после перехода в «Астану» играл уже против «Горняка». Видимо, Сергею Петровичу что-то приглянулось в моей игре. Он надеется на меня, и я хочу оправдать его надежды. Его, болельщиков и партнеров по команде.
– Можете назвать свои плюсы как нападающего?
– Опять же, это будет нескромно. Ну, могу пас отдать неплохой, из борьбы вылезти. Отрабатываю в защите. Прежде всего, это, конечно, «ноль» сзади, и тогда уже возможность паса, создать момент для своих партнеров.
– Значение партнеров по звену: оно велико для Вас?
– Конечно! У каждого свои качества: кто-то борется, кто-то может обыграть технично. У каждого свои плюсы и нужно просто подстраиваться друг под друга, чтобы эти плюсы приумножались. Главное, чувствовать партнера. Иногда в игре даже не успеваешь посмотреть, где он, а руки сами находят передачу. Взаимопонимание на льду – это очень важно.
– Вы уже успели познакомиться с командой. Как Вам коллектив?
– Ребята интересные, очень позитивные, много шутят. Отзывчивые. Хороший настрой на работу у всех. Очень много молодых и есть опытные. Это хороший сплав.
– Приехали в Усть-Каменогорск с семьей?
– Нет. Я – не семейный человек. Девушки тоже нет пока. Сердце свободно.
– Это порадует болельщиц.
– Главное, чтобы они оценили мою игру!
– Какие цели ставите перед собой в новом сезоне?
– Прежде всего, показать лучшую игру, ту, на которую я способен. Отдаваться полностью игре. Хочу, чтобы команда достойно выступила в регулярном чемпионате и в плей-офф (я следил за выступлениями «Казцинк-Торпедо»), хотелось бы пройти дальше первого раунда. Как можно дальше. Мне 27 лет, хочется уже что-то показать, чтобы самому было приятно в душе, что выложился по полной в сезоне. Когда есть работа, будет и результат. Это самый простой и самый действенный закон.
– Спасибо за беседу! Удачи Вам и команде!