Летом прошлого года Андрея (имя изменено) попросили доставить небольшую посылочку в исправительное учреждение. Уж лучше бы он этого не делал! Как горько он об этом в дальнейшем пожалел! Братки, попросившие его, остались не у дел, а сам Андрей уже находится в местах лишения свободы. Впрочем, само дело вызывает некоторые сомнения. Как пишется в фабуле, Андрей приобрел у неустановленного лица 48,82 граммов марихуаны, приехал домой, упаковал наркотик в пакет, вложив в него камень, обмотал все скотчем, примотал к руке, нанял такси, и отправился в путь-дорогу к ОВ 156/18. Приехав в 3 часа ночи к определенной точке между Жангиз-Тобе и Шуак, прошел через степь к учреждению. Там незаметно перелез через первое железобетонное ограждение, дошел до второго ограждения, недалеко от поста, попытался перебросить пакет через забор, который, однако, упал обратно на землю. А в это время Андрей заметил направлявшихся к нему троих патрульных, которые окликнули его. Андрей, который, кстати, сам является наркозависимым, убежал от патрульных, перелез обратно через забор, пересек в обратном направлении степь, но не обнаружил там такси. Он стал ловить попутки, и был задержан проезжавшим участковым инспектором полиции.
Сам Андрей поясняет события так: 9 августа он пребывал на лечении от наркозависимости, однако ему позвонил заочно знакомый из зоны, попросил привезти деньги. Андрей из больницы ушел со знакомым, вместе укололись, упаковали деньги, телефон и sim-карты. Он дал таксисту 8 000 тенге и уехал. Сначала знакомый сказал, что сверток нужно передать охраннику, но потом дал отбой – с охранником договориться не удалось. (У нас, кстати, сразу возник вопрос: почему не удалось договориться с охранником? И что означает «не удалось»? Что, ранее договориться удавалось?) Так вот, он спокойно перекинул сверток и ушел. Созвонился со знакомым, тот сказал: сверток получили. На трассе таксиста не обнаружил, поймал попутку, но в ней оказался участковый, который привез его обратно к учреждению.
А потом, со слов Андрея, его привели на нейтральную полосу, показали сверток. Попросили перекинуть этот сверток, чтобы посмотреть, что из этого получится. Он отказался, тогда ему стали этот сверток толкать в карман. Он его вытолкнул, сверток подобрали, кинули в него, чтобы поймал, мол, отпечатки останутся. Ловить не стал. Тогда его отвезли в РОВД, где принудили признаться, что сверток, в котором находилась марихуана, его, для личного пользования. Потом, вроде бы, стали требовать взятку за прекращение дела, а денег не оказалось. Пообещал привезти. Тогда с него взяли показания, у него в тот момент опять была ломка, и он во всех местах расписался.
Кстати, сначала Андрей давал показания, что кидал два свертка, и признавал свою вину, но потом изменил показания, пояснив, что его принуждали к даче показаний. И вообще, суд отмечает, что в ходе предварительного следствия Андрей неоднократно менял показания.
Остается, впрочем, непонятно, как наркозависимый, у которого начинается ломка, смог убежать от охраны. И опер режимного отдела, и стрелок, и начальник отряда поясняли, что заступили на патрулирование, услышали шорох (кто-то говорит шум), и увидели парня, который перелез через первый забор, пересек 15-20 метров нейтральной полосы, и перебросил первый сверток через второй забор. Второй пакет не долетел. От них до парня было около 25 метров, кругом освещение, но они его не догнали. Начальник так и говорит: «Бежал за ним, устал, не догнал». Что же, сами признались, и грош цена такой охране, и руководству следовало бы уволить всех троих!
В суде защитник заявил множество ходатайств о признании доказательств недопустимыми. Сам Андрей утверждал, что некоторые документы не соответствуют действительности. Но все ходатайства остались не удовлетворенными. Срок лишения свободы суд определил в 5 лет лишения свободы.
В апелляционной жалобе адвокат указывает: вина и умысел Андрея на перевозку наркотика с целью сбыта не доказаны. Описывает нарушения: 20 августа дело возбуждено, но мера пресечения за тяжкое преступление не избрана до 20 октября; при осмотрах не был решен вопрос об отводе понятого; суд обосновал выводы на протоколах допроса подозреваемого и свидетелей, которые допрашивались до возбуждения дела; в протоколах допросов исправлена дата; судебно-химическая экспертиза назначена 10 августа, а материалы следователю, назначившую ее, переданы 11 августа. Указаны и другие нарушения. Писал жалобу и Андрей, и его мать.
Апелляционная коллегия, рассмотрев жалобы, изучив материалы дела, пришла к выводу, что все законно. Приговор Жарминского районного суда был оставлен без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Впрочем, следует заметить, судом первой инстанции было вынесено частное постановление по всем процессуальным нарушениям. Суд указал, что были нарушены требования 6 статей Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан (участие понятого в производстве следственного действия, неправильное описание предмета преступления в протоколе осмотра, последовательность производства следственных действии, ознакомления обвиняемого с постановлением о расследовании дела группой следователей). Данное постановление также оставлено судом апелляционной инстанции без изменений. А какие были приняты по этому постановлению меры – это уже отдельный разговор? Если нам об этом сообщат, мы вернемся к этой теме…