Именно таким призывом заканчивается для некоторых людей с неустойчивой психикой очередной пройденный этап в кровавом шутере. Достаточно часто нам показывали передачи о том, как оторванные от любимой игры подростки убивали родителей, и не понаслышке нам известно об игровой зависимости, от которой страдают взрослые и дети, разрушаются семьи, а для некоторых потом прямая дорога в психоневрологический диспансер.
Причины срыва?
В 2009 году руководство Управления внутренних дел Усть-Каменогорска обращало внимание населения на большой уровень подростковой уличной преступности. В тот период полицейские боролись и продолжают бороться до сих пор с большим валом хулиганства, объяснения некоторым случаям из которых трудно найти. Все безобразия тогда отнесли на роль телевидения.
Шло время, и компьютерный рынок стал постепенно вытеснять роль телевидения на задний план. И в те годы, и сейчас по «предпочтениям» среди детей и подростков остается и заполняет все больше места в жизни компьютер и установленные в нем игры. Сей факт хорошо просматривается при подведении итогов исследования, но об этом далее.
А с недавних пор, кроме фактов вымогательства и хулиганства, на страницах газет и экранах телевидения стали все чаще появляться упоминания о суицидах среди подростков, вполне встревоживших общественность. Эти факты тогда тоже списали на телевидение. Однако все эти годы никто не вспоминал о гораздо худшем влиянии компьютерных игр.
Обратившись в психоневрологический диспансер, мы получили довольно тревожащий комментарий: «Хотя некоторые игры (ред.) можно назвать образовательными и обучающими, помогающими развить моторные навыки и координацию, однако очевидна и другая сторона видеоигр: отрицательное влияние на детей через пропаганду убийства, драк, сквернословия, преступного поведения и насилия в целом.
Многочисленные исследования показывают, что видеоигры, особенно те, которые имеют насильственное содержание, делают подростков более агрессивными, уменьшают чувство сопереживания.
Дети, открытые воздействию насилия, могут стать склонными к насилию, подражая тому, что они видят, и показывая собственное агрессивное поведение. Некоторые дети воспринимают насилие, как способ справиться с собственными проблемами. Исследования также показывают, что чем более реалистичным подается насилие, тем большее впечатление оказывает оно на детей. Кроме того, дети, у которых имеются проблемы с поведением и учебой, могут стать наиболее подверженными влиянию видеоигр с насилием. Видеоигры могут способствовать проявлению агрессивного поведения, поскольку на протяжении всей видеоигры постоянно повторяются акты насилия. Метод повторения давно зарекомендовал себя, как эффектный прием обучения и закрепления изученного материала.
Существует большая разница между пассивным просмотром телевизора или фильма и интерактивной игрой в качественную компьютерную игру, которая позволяет игрокам почувствовать удивительные спецэффекты, и стать активным участником сценария игры».
Но, одного такого высказывания мало. Нужно еще посмотреть на описание игр, которыми так изобилуют стенды в магазинах.
Во что играют наши дети?
Вы задумывались когда-нибудь над вопросом: во что играют Ваши дети? Бывало ли так, что вы купили игру сыну-подростку, и после этого не знаете о судьбе диска ничего? Хоть раз, вы посмотрели, какие ярлыки стоят на рабочем столе или в меню Windows? Или все понятие «ярлыка» ограничивается этикетками, рабочий стол вы понимаете, как деревянное изделие, а меню – как перечень блюд в столовой или ресторане? И все потому, что компьютер давно изолирован от вас, взрослых, а сын предоставлен сам себе, и качает игры из net.
А давайте почитаем описания игр:
«Saints Row: The Third» – третья часть популярного гангстерского эпатажного экшена.
После уничтожения конкурирующих банд и сокрушения вездесущей корпорации Ultor «Святые» стали настоящими королями города Стилуотер, купаясь в славе и продавая выпивку и барахло под своими брендами. Тысячи восторженных вопящих фанатов боготворили своих новых кумиров.
Но ни одна сказка не длится вечно. Во время очередного ограбления «Святых» схватили. Теперь им придется забыть о всей той славе и шике, которая была в Стилуотер, и начинать все с нуля в новом городе – Стилпорте, который контролируется бандами, входящими в международную криминальную организацию «Синдикат»… Обращаем внимание на ограничение по возрасту: +18.
«Grand Theft Auto». Игры предлагают игроку роль преступника (обычно имеющего статус «шестёрки») в большом городе, продвигающегося с развитием сюжета по карьерной лестнице организованной преступности. Главари преступного мира дают игроку различные поручения (задания, миссии), которые нужно выполнять для продвижения по сюжету. По большей части это ограбления банков, заказные убийства и другие преступные действия. Также в качестве альтернативного времяпрепровождения доступно зарабатывание денег на такси; работа пожарным, полицейским, водителем машины скорой помощи, курьером; сутенерство; стрит-рейсинг; обучение управлению летательными средствами. Эти необязательные для выполнения задания доступны в перерывах между сюжетными миссиями.
Имеется проработанный сюжет: события развиваются после того, как главный герой был предан или оставлен при смерти кем-либо из друзей, либо пережил крупную неудачу. Это служит мотивом для продвижения по криминальной карьерной лестнице, финалом которого является триумф главного героя над врагами и обидчиками». Ограничение по возрасту: +16–+18.
«Prototype». Кто я и кто превратил меня в машину для убийства? Чтобы найти ответы на эти непростые вопросы, главный герой Prototype Алекс Мерсер должен выжить в кромешном аду жестоких сражений». Ограничение по возрасту: +18.
«Сounter-Strike». Основная идея игры — противостояние двух команд — Террористов (Terrorist team, T) и Контртеррористов (Counter-Terrorist team, CT). Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо возможность быть наблюдателем если это предусмотрено настройками игрового сервера. Цель игры — выполнить задание карты или уничтожить противника. За выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги, которые может потратить на покупку оружия, боеприпасов и снаряжения. (Проигравшая команда также получает деньги, но существенно меньше)». Ограничение по возрасту: +17
«Call of Duty». Грохот, треск, клубы едкого дыма… Там еще есть живые? Андерсон, Томс или лейтенант Вилинс? Западный окоп накрыло минометным ударом! Кто бы мог подумать, что рядовая вылазка превратится в судный день! Обычные разведчики — даже не штурмовой отряд — без огневой поддержки, без подготовленных путей отступления оказались с самом сердце кровавой бури. О жирном пепле, о стылой грязи и мокром снеге в нормандской деревушке, о предательски замолкшем в ту ночь пулемете вам расскажут уже не они. Сценарий Call of Duty не делает различий между победителями и проигравшими. Это не сага о великих героях. Это — правдивая история о людях в лапах бездушной Войны…. Суровый реализм войны. Современная графика, реалистичная физика, грандиозные спецэффекты и отличная анимация многократно усилили эффект присутствия. Call of Duty – один из самых зрелищных боевиков-триллеров военной тематики». Ограничение по возрасту: +16.
«Assassin’s». Очень важной частью игры являются расследования и сопряжённая с ними необходимость слиться с толпой. Каждый раз, попадая в большой город, Альтаир должен как следует осмотреться и найти Бюро ассасинов. Глава Бюро расскажет ему о его будущей жертве и наведёт на некоторых людей, которые владеют полезной информацией. Сбор информации сводится к нескольким минииграм. Так, можно проследить за проповедником, чтобы после с пристрастием его допросить; подслушать разговор на улице; украсть нужный предмет с пояса жертвы; выполнить просьбу информатора. Встречаются задания по разрушению торговых прилавков, на которые по тем или иным причинам укажет информатор. Для выполнения такого задания необходимо толкнуть какого-нибудь человека на прилавок, что всегда провоцирует находящихся рядом стражников на нападение. Наконец, иногда необходимо просто устранить лучников на крышах или представляющих опасность людей, на время собрать некоторое количество флагов и т. д. Всё это необходимо проделать незаметно для посторонних глаз, иначе предстоит сражаться со стражей, убегать и прятаться, после чего предпринимать попытку снова.
В игре очень важную роль играет толпа, которая может стать как преградой, так и подмогой. Игрок может, почти не привлекая внимания, смешиваться с толпами людей, но стоит ему повести себя вызывающе – и волна возмущения прокатится по улице, Альтаира станут искать стражники. После совершения игроком убийства толпа с криками разбегается, хотя, если убить врага незаметно, народ наоборот соберётся поглазеть. В бегущем человеческом потоке убийце легче скрыться от погони. При этом надо обязательно использовать элементы управления, чтобы расталкивать бегущих, иначе Альтаир может потерять равновесие и споткнуться». Ограничение по возрасту: +18.
Для чего нужны ограничения?
У вас не возникли вопросы, почему во всех описаниях идет речь об убийствах? Согласно данных, в Казахстане более 90 процентов виртуальных образов носят откровенно мортальный (связанный со смертью) характер – желание убийства или стремление умереть. «А эти образы быстро воспринимаются и при достижении критической массы (у каждого она своя, определить ее пока невозможно) дети совершают специфические жестокие преступления», – говорят специалисты-психиатры.
Впрочем, вопросы отпадут сами собой, если почитать описания ограничений:
16+ – от шестнадцати лет. Игры данной категории могут демонстрировать откровенные сцены насилия, ненормативную лексику, сцены курения табака или принятия наркотиков, а также правдоподобные сексуальные сцены.
18+ – От восемнадцати лет. Только для взрослых. В данной категории игр могут содержаться (и, как правило, содержатся) сцены запредельной жестокости, разврата, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Высокий уровень качества графики позволяет отобразить всё это натуралистично и естественно вплоть до вызова ощутимого отвращения при наблюдении за жестокостью героев. Ненормативная лексика никак не ограничена в количестве и качестве.
Имеются и дополнительные ограничения: «ненормативная лексика» – присутствие ругательств и неприличных шуток в диалогах персонажей; «дискриминация» – активное истребление героем врагов определённой культурной принадлежности или национальности; «наркотики» – изображение наркотических веществ и процесса их употребления героями; «страх» – пугающие моменты, внезапные резкие звуки, давящая атмосфера; «азартные игры» – присутствие азартных игр, участие в них, ставка виртуальных средств на кон; «секс» и «насилие».
Вы когда-нибудь обращали внимание на эти ограничения? А если проверить диски на полочке вашего сына или посмотреть на его игры и сравнить их с данными на упаковке в магазине? Между тем, данные ограничения призваны ограничить использование таких игр лицами, младше указанной категории. Но, кем и как они устанавливаются?
Что показали исследования
Агентство занялось исследованием данной тематики еще в прошлом году. Зимой провели анкетирование 126 школьников разных возрастов, начиная с 6 лет. Перед школьниками были поставлены 10 вопросов, отвечая на которые дети, волей-неволей, сообщали правдивые сведения о своем выборе, месте и способе приобретения игр и так далее.
Исследования показали, что родители принимают активное участие в досуге детей (в части выбора игр) до 11 лет. Начиная с 12 лет, контроль переходит в пассивную фазу, что приводит к самостоятельному приобретению жестоких игр. В то же время сами родители приобретают жестокие игры детям без учета возрастных ограничений. Одни, очевидно, не подозревая об их существовании, другие – игнорируя их. Кроме того, часть школьников скачивает игры в Интернет, устанавливает их и бесконтрольно играет. Играют ночью, когда все спят, и потом спят на уроках.
Часть школьников самостоятельно обнаружила свою зависимость от игр, указывая, что регулярно думает о прохождении очередного уровня, и об отсутствии воображения для поиска других способов развития или развлечения.
А продавцам, в некоторых случаях, вообще, грубо говоря, плевать на то, как приобретенная игра отразиться на психике ребенка. Мы провели контрольные закупы в магазинах, и в некоторых случаях консультанты и кассиры легко и просто продавали игры с ограничением 18 лет подросткам 15 лет. Что говорить после этого?
Вот потому, проведя исследования, мы предложили органам государственной власти провести комплекс мер для сдерживания губящего влияния на детей:
1. Проведение психолого-психиатрических экспертиз ввозимых компьютерных игр.
2. Установление возрастных ограничений на игры государственным контролирующим органом на основе заключений эксперта.
3. Жесткое контролирование продавцов игр на предмет соблюдения возрастных ограничений при их продаже, с привлечением нарушителей к ответственности.
4. Соответствующее изменение законодательства с учетом предыдущих пунктов.
5. Регулярное анкетирование школьников учреждениями образования.
6. Профилактическая работа с родителями (разъяснение, убеждение и т.п.).
Для чего нужна экспертиза? Для того чтобы понять, не скрыты ли в играх различные «25 кадры», способствующие неадекватному поведению и привыканию, какие там сцены и тому подобное. Ведь проводится сейчас экспертиза ввозимой религиозной литературы, а игры это гораздо серьезнее! Игры воспитывают ребенка, в них он живет и развивается. И неизвестно, каким он воспитается, играя в шутеры.
Кстати, не думали ли вы о том, почему на рынке игр так мало «симуляторов» (имитаторов техники), а если есть, то спецэффекты их во многом уступают указанным выше RPG и 3D-шутерам? И почему полки завалены, зачастую, по-нашему мнению, «кровавым» бредом сумасшедшего, активное участие в котором принимают подростки? Предположим, что кому-то выгодно, чтобы мы погрязли в разврате, криминале и суициде – всем том, что нам красиво преподнесут, и к чему многие будут бессознательно стремиться?
А потому, конечно, только законом это не остановишь, можно только сдержать, если вы сами не будете контролировать своих детей! Впрочем, если вам гораздо более приятно посещать могилку любимого сыночка, покончившего с собой, или ездить к нему в зону – то, пожалуйста, дайте полную свободу своему чаду. А крови и секса производителям не жалко, они на этом деньги зарабатывают.