МВД планирует реформировать полицию по германскому образцу. В нашей полиции могут упразднить следователей и органы дознания.Следственные органы будут преобразованы в оперативные подразделения. По сообщению нашего анонимного источника, руководство МВД планирует в ближайшее время реорганизовать казахстанскую полицию. Это неудивительно, если вспомнить, что на протяжении последних 20 лет правоохранительная и судебная системы Казахстана подвергались постоянным изменениям. Всё дело в том, что доставшиеся нам в наследство от социалистического строя милиция, прокуратура и суды оказались не способны работать в условиях другой экономической формации. А так как в правоохранительной сфере все взаимосвязано, то реформировать судебную систему без соответствующих преобразований в системе полиции бесполезно.
По мнению члена Алматинской коллегии адвокатов Виктора Сёмина, главной задачей реформирования полиции является определение её полномочий. – В первую очередь необходимо изменить критерий оценки деятельности МВД в целом, а оперативных служб и следствия, в частности. Для этого необходимо навсегда распрощаться с наследием советского прошлого – пресловутым процентом раскрываемости. Виктор Сёмин считает, что, пытаясь повысить его любыми способами, сотрудники полиции, бывает, идут на явные правонарушения и преступления, вплоть до фальсификации улик.
Напомним: одним из последних экспериментов МВД стала попытка слияния криминальной полиции со следственными подразделениями. Роль первой скрипки в этом тандеме должны были играть следователи, а в качестве испытательного полигона были выбраны ДВД города Астаны и ДВД Алматинской области. Результаты этого эксперимента пока неизвестны.
Пока о деталях реформы нам ничего не известно, кроме того, что реорганизация будет проводиться по немецкому образцу. Об организации полиции в ФРГ, её задачах и особенностях нашим читателям рассказал заведующий адвокатской конторой «Панацея» Александр Тарабрин.
– Как и у нас, полиция Германии относится к исполнительной ветви власти.
Главная задача немецких полисменов – обеспечение общественной безопасности и сохранение общественного порядка внутри страны – говорит Александр Тарабрин. – Причём основной упор сделан на предотвращение и профилактику преступлений. Сотрудники полиции являются государственными служащими и обладают особым статусом. Впрочем, работники технических подразделений, управленческие чиновники, переводчики, служащие охранной и вспомогательной полиции не имеют статуса.
Кстати, полицейские ФРГ объединены в собственный профсоюз.
Полиция ФРГ делится на федеральную, полицию бундестага, полицию организации земель и состоит из защитной, уголовной, охранной полиции, дежурных подразделений полиции и полиции безопасности на водах.
Сотрудники защитной полиции охраняют правопорядок, патрулируют улицы, принимают заявления от населения, контролируют ситуацию на дорогах страны, разыскивают пропавших без вести и сбежавших подозреваемых, а также наблюдают за демонстрациями.
Сфера деятельности уголовной полиции – организованная преступность, тяжкие преступления, преступления против детей и молодёжи, экономические, имущественные, политические преступления и терроризм.
Сотрудники охранной полиции охраняют госучреждения, иностранные представительства и памятники.
Дежурные подразделения полиции привлекаются в случаях массовых беспорядков, катастроф, поисковых операций и прочих нестандартных ситуаций.
В состав дежурной полиции входят отряды полиции особого назначения.
Полиция безопасности на водах контролирует соблюдение правил судоходства.
Но вряд ли казахстанское МВД просто скопирует немецкую модель.
Изменения могут коснуться лишь следственных и оперативных подразделений криминальной полиции.
Дело в том, что в ФРГ сотрудники полиции не предъявляют обвинения подозреваемому в преступлении, а просто собирают доказательства и улики. Затем собранный материал передают в органы прокуратуры, которая и решает, следует ли это данное дело направлять в суд или его необходимо прекратить.
По мнению Александра Тарабрина, в Казахстане, скорее всего, будет сделано то же самое: в нашей полиции больше не будет следователей, все следственные подразделения преобразуют в оперативные, которые по примеру своих германских коллег перестанут заниматься предварительным расследованием.
Если это произойдёт, считает Виктор Сёмин, то это будет шагом вперёд. По его мнению, сейчас следственные органы и суды дублируют друг друга: сначала идёт предварительное следствие, затем, когда материалы уголовного дела поступают в суд, наступает этап судебного следствия. Спрашивается, зачем? Всё равно последнее слово остаётся за судом.
Исчезнут ли в казахстанской полиции следователи, пока точно сказать никто не может. По крайней мере, руководство МВД на сей счёт пока никаких заявлений не делало. Однако если такое решение будет принято, то куда денется огромная армия дознавателей и следователей? Неужели их просто выставят за ворота?