Нет у наших доблестных силовиков и судей стимула печься о правах граждан! Даже если они загребут кого-то по ошибке и продержат на нарах не солоно хлебавши, за душевные страдания жертв полицейского произвола заплатит государство. В нынешнем году, к примеру, на эти цели из кармана налогоплательщиков ушло 10,3 млн тенге. Ещё лет пять назад тогдашний министр финансов Наталья Коржова предлагала наказывать судей и стражей порядка за ошибки рублём. Силовики парируют на латыни: «Errare humanum est», что означает «Человеку свойственно ошибаться».
При этом полицейские ссылаются на такие притупляющие оперативное чутьё факторы, как хронические перегрузки, дефицит времени, рутину, отчётность, статистику… Между тем, как показала прокурорская проверка, только в Астане за первое полугодие нынешнего года было незаконно задержано 28 человек. Среди жертв произвола числится даже целое семейство – женщина с несовершеннолетними детьми, без всяких оснований в течение нескольких дней протомившееся в приёмнике-распределителе ДВД. Огласку получило дело жителя Темиртау Дмитрия Луща, которого полицейские почти полгода продержали в СИЗО по обвинению в вооружённом нападении на металлургический комбинат компании «АрселорМиттал Темиртау». В результате справедливость была восстановлена, и Дмитрию Лущу назначили компенсацию морального вреда в размере 200 тыс. тенге.
В Минфине, как и во времена Натальи Коржовой, не очень-то рады расплачиваться за полицейские и судебные ошибки. Как мы уже упоминали выше, только в этом году резерву правительства пришлось раскошелиться на
10,3 млн тенге – именно такая компенсация положена гражданам, пострадавшим от пресловутой «загруженности» и «невнимательности» стражей порядка и судей. Абсолютный лидер по числу проштрафившихся сотрудников – Министерство внутренних дел. 13 жертвам незаконных действий полицейских было выплачено 6,2 млн тенге. Второе место – за финансовой полицией: 8 граждан, пострадавших от произвола её сотрудников, получили сатисфакцию в размере 3,3 млн тенге. Наконец, полумиллионную компенсацию Минфину пришлось выплатить жертвам судейских ошибок.
Министр финансов Болат Жамишев в письменном ответе на запрос сообщает: «Согласно статье 923 Гражданского кодекса ущерб гражданам в подобных случаях возмещается из госказны независимо от того, виновен ли следователь, прокурор или судья. Подкрепляет это положение и нормативное постановление Верховного суда, которое гласит, что компенсация морального вреда, причинённого в результате незаконного осуждения и привлечения к уголовной ответственности, выплачивается из госсредств независимо от вины полицейского или судейского чина. Так что у господ в погонах и судейских мантиях, как у кошек, есть в запасе «девять жизней».
Разумеется, Министерство финансов то и дело ходатайствует о привлечении непосредственных виновников полицейских и судебных ошибок в качестве ответчиков, однако судами эти ходатайства, как правило, отклоняются. Если провинившиеся и привлекаются к процессу, то уж никак не в качестве ответчиков, а в качестве «третьих лиц».
Утешение одно, отмечается в ответе г-на Жамишева: если вина должностного лица будет всё-таки признана судом, то государство может взыскать с него уплаченную сумму компенсации. Вероятно, происходит это нечасто. Как правило, полицейские отделываются лёгким испугом, то есть привлекаются к дисциплинарной ответственности. В этом случае государство и вовсе остаётся с носом: согласно статье 933 Гражданского кодекса в этом случае Минфин не имеет права на возмещение убытков.
Между тем силовики на голубом глазу божатся: ошибки они совершают без какой-либо корыстной заинтересованности, всему виной досадное свойство человеческой натуры.
– Ни одно государство никогда не шло на то, чтобы наказывать полицейских рублём, и мы не идём, – ответствовал на наш вопрос заместитель генерального прокурора Иоган Меркель. – Нельзя так. Бывают судебные ошибки, бывают ошибки следствия. Без этого невозможно. Мы просто всех полицейских разгоним, никто работать не будет.
Но это, согласитесь, не повод давать стражам порядка индульгенцию и отпускать им все грехи за счёт государства.