В этом году казахстанцы меньше сварят варенья, закатают компотов, съедят сладких пирогов, а от самогона, может, и вовсе откажутся. Только за месяц сахар вырос в цене на 25%. И вполне возможно, стоимость «сладкой смерти» на этом не остановится. Ассоциация производителей свеклы и сахара затрудняется назвать причины такого повышения. Точнее, не хочет их называть. И, судя по ответу на запрос редакции, представители ассоциации вообще не знают о том, что творится в алматинских магазинах.
«Согласно вашей информации, с 1 июля увеличилась розничная отпускная цена на белый сахар в сегменте розничных торговых сетей, – пишет вице-президент ассоциации Алдияр Джолдыбеков. – Однако с 1 июня оптовая отпускная цена отечественных сахаропроизводителей была снижена на всей территории страны до уровня 188 тенге за килограмм. Также следует отметить тот факт, что на рынке присутствует и реализуется сахар импортного производства Белоруссии, Азербайджана, Молдовы по более низким ценам».
Действительно, с начала года в страну было завезено 24,8 тысячи тонн азербайджанского сахара. И куплена эта сладость, согласно данным статистики, по доллару за кило. Но ни цветом, ни запахом от отечественного этот продукт не отличается. Поэтому любому покупателю его можно «впарить» как местный. Что касается казахстанского сахара, то на сегодня его оптовая цена 205 тенге за кило, а розничная – 250 тенге. Вице-президент ассоциации производителей свеклы и сахара негодует:
– Производители, наоборот, каждый месяц снижают цену на сахар: в марте она составляла 198 тенге за кило, в апреле – 196 тенге, в мае – 191 тенге, июне – 188 тенге.
Не знаю, о каких ценах говорит Алдияр Джолдыбеков: о наших или азербайджанских. Но от рыночных они далеки. А раз перекупщики надувают «сладкий пузырь», значит, сахара в стране не хватает. И этот дефицит мы начали ощущать с момента открытия границ с Россией. Соседи уже вывезли из приграничных районов Казахстана гречку, мясо и молоко. Теперь принялись за сахар. И этот ажиотаж будет продолжаться до тех пор, пока цена на сладость в нашей стране не достигнет российского уровня. И г-н Джолдыбеков это прекрасно понимает.
«Возможно, рост цен отмечается в приграничных областях республики, где имеет место быть переток более дешёвого казахстанского сахара в соседние губернии Российской Федерации посредством вывоза населением. Как это было в мае-июне в Белоруссии, когда правительство РБ было вынуждено ввести заградительные меры на физический вывоз товара», – указал он в ответе на запрос.
Выходит, договоры об отмене таможенных пошлин на сахар-сырец не дали желаемых результатов. Граница с Россией открыта, у нас пошлины не взимают, а с россиян за импорт сладкого сырья сдирают три шкуры. За последние четыре месяца ставка импортной пошлины на сахар-сырец в России была на уровне 50 долларов за тонну. В июле она повысилась до 85 долларов, а теперь Союзроссахар установил её на уровне 140 долларов. И больше всего соседей смущает то, что налог на импортный товар пересчитывается с опозданием на месяц. И если цены на Нью-Йоркской бирже в августе упадут, то пошлина изменится только в сентябре.
Россияне понимают, что могут остаться в убытке и стараются придержать товар. А сладенького хочется и россиянам, и казахстанцам. И соседей особенно радует то, что наш продукт остаётся дешёвым. Никаких заградительных мер у нас нет, поэтому сахарные спекулянты неплохо могут на этом заработать. В Казахстане можно купить сахар у производителей по 188 тенге за кило, в России продать по 235 тенге. Разница в цене – 47 тенге с килограмма. Даже если сахар вывозить на стандартной «газели», в которой поместится 30 мешков по 50 килограммов, то «навар» с одной поездки составит 70 тысяч тенге. За две ходки – 140 тысяч тенге за вычетом бензина. А если в перетоке сахара заинтересованы люди с гораздо большими возможностями, то прибыль составит миллионы.
Ситуацию мог бы исправить урожай свёклы, который россияне должны собрать в середине августа. Но, согласно отраслевой программе развития свекло-сахарного подкомплекса России на 2010–2012 годы, производство сахара у соседей только к 2012 году будет доведено до 4,2 млн тонн. А потребление сахара в России в 2011 году составит порядка 5,5 млн тонн. То есть даже после уборки урожая всех россиян не смогут обеспечить сладким. К тому же вся уборочная техника работает на солярке, и на цене корнеплода обязательно скажется рост стоимости топлива. В Казахстане же свёклы как не было, так и нет.
«На сегодня площадь посевов сахарной свёклы в стране составляет 21,1 тыс. га, – пишет в ответе на запрос Джолдыбеков. – Продолжается выполнение программы производства свёклы в Алматинской и Жамбылской областях на 2009-2012 годы, с доведением площадей посева до 40 тыс. га. Этого, конечно же, недостаточно, чтобы покрыть потребность страны в потреблении белого сахара, но данная работа ведётся. Ассоциация производителей сахара и свеклы прилагает все усилия по возрождению сахарной отрасли страны, но одна ассоциация не в силах справиться с данным вопросом. Здесь необходима поддержка государства в лице Министерства сельского хозяйства в выделении земель агропромышленным комплексам, в укрупнении крестьянских хозяйств, субсидировании процентных ставок, приобретении сельхозтехники. Для сравнения: в России осуществляется субсидирование процентных ставок на покупку техники, в результате чего банковские процентные ставки для сельхозпроизводителей составляют 3%, у нас – 14%»...
Выращивать корнеплоды нашим производителям невыгодно. И сейчас, когда россиянам нужно протянуть время, есть опасение, что казахстанцев оставят без сладкого. А цены на дефицитный продукт могут подскочить ещё на 20–30%. Если переток сахара не остановить, то период заготовок для соотечественников будет нелёгким. Подорожают повидло и варенье. Что касается самогона, то варить его всё равно будут, только из других продуктов. К примеру, как Гладышев из книги Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Чонкина». Но будем надеяться, что стакан с таким пойлом нам не придётся поднимать…