Интересна и самобытна история Усть-Каменогорска. Своими корнями она уходит еще в Петровские времена и насчитывает 282 года. В серии статей, предлагаемых историко-краеведческим музеем, мы попробуем с вами, уважаемые читатели, оглянуться лет на сто назад и перелистать страницы истории улиц и переулков Усть-Каменогорска, заложивших первооснову городу. А помогут нам в этом старинные карты города, воспоминания старожилов, книги, письма, документы, хранящиеся в Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее.
Согласно картам, улицы и переулки Усть-Каменогорска были прямолинейными. Улицы брали начало от берега Иртыша, а переулки тянулись перпендикулярно к ним. Переулок Сенной (ныне улица Орджоникидзе), улица Никольская (ныне Ушанова), реки Иртыш и Ульба - таковы границы старого города. И хотя в 1804 г. Усть-Каменогорск получил статус заштатного города, он в этот период был все же более похож на небольшую станицу.
Вид города с пожарного депо. Слева - часть городского сада. Вид города с колокольни Покровского собора.
В начале 20-го века Усть-Каменогорск посетил писатель и геолог Илья Ильич Гусельников. Его первые впечатления от встречи с нашим городом описаны на страницах повести "В стране золотой" и с документальной точностью воскрешают жизнь в Усть-Каменогорске в начале 20-го века.
"Обычный вид средней по размерам деревни здесь нарушает только базарная площадь со старенькой каланчей да несколько двухэтажных "купеческих строений". Нижний этаж каменный - лабазы или лавки, а верхний - деревянный - жилой.
Каланча завершается "беседкой" с петушком на шпиле. В "беседке" у дежурного пожарника висят старые "николаевские" ходики, по которым весь город проверяет часы. Радиотрансляции здесь еще нет. Дежурный пожарник по ходикам "отбивает" часы в небольшой колокол, а когда ходики останавливаются, кто-нибудь из пожарников верхом скачет на телеграф, узнает там время и, прискакав обратно, "голосом" передает полученные сведения дежурному". Часы на пожарной каланче отсчитывали свое время, миновал XIX век, а город наш и в начале ХХ века мало чем отличался от прежнего, как, впрочем, и улица Орджоникидзе, до 1937 г. именовавшаяся Сенным переулком. Когда-то здесь была окраина Усть-Каменогорска. Фотографии свидетельствуют, что, пожалуй, до 40-х годов улица была застроена одноэтажными домами с огородами и высокими заборами.
Переулок начинался от улицы.Набережной, ныне Чернышевского, пересекал православное кладбище, которое было закрыто в 1898 году. До недавнего времени здесь был сквер площади имени. Ленина, который сейчас реконструируется, как и сама площадь.
Далее переулок Сенной тянулся мимо городского сада, где ранее был пустырь, и заканчивался у реки Ульбы. Рядом с городским садом располагался обширный Сенной базар, от которого и получил название переулок. Выше - двухэтажное здание городского училища - теперь Дом дружбы народов. Правее - здание церковно-приходского училища, напротив него, справа - старое христианское кладбище. Сенной базар был бойким местом в Усть-Каменогорске. Круглый год сюда тянулись телеги с сеном, скобяными изделиями, керосином, известью, птицей, скотом.
Пересекая Сенной базар, спешил из школы домой Алеша Рокотов, герой трилогии Ефима Пермитина "Жизнь Алексея Рокотова", с документальной точностью запечатлевшего наш город в начале века.
"Огромная площадь, - читаем в романе, - с одной стороны граничила с садом, с другой - со старым кладбищем, в базарные дни была запружена возами сена и дров. Вдоль изгороди городского сада стояли привязанные коровы и лошади, овцы и козы. Разноплеменный торговый люд волнами переливался на площади, бурлил, кипел, как котел. Сотни раз Алеша проходил мимо скуластых казахов, зимой и летом одетых в меховые шубы и малахаи, стоявших у возов с овчинами, ...шкурами, ароматным сеном, привезенным из Заиртышских степей, мимо рослых, большебородых, быструшанских, лосевских раскольников, стоявших у саней с лесом, с бадьями меда и топленного масла".
Рядом с Сенным базаром раскинулся городской сад. Посадка его началась в 1889 году на окраине Усть-Каменогорска, по инициативе политических ссыльных Евгения Петровича Михаэлиса, Александра Николаевича Федорова, Ореста Федоровича Костюрина, пользовавшихся особым уважением у горожан.
Сад рос медленно, на его территории пасся скот, здесь косили сено для лошадей служители пожарной команды. С.Е.Черных, писатель-краевед рассказывал, что однажды некому заезжему артисту показали усть-каменогорский городской сад. Артист потом в шутку говорил, что в Усть-Каменогорске на месте сада - три куста и три копны сенца. Постепенно парк разрастался, благоустраивался. Летом в нем играл духовой оркестр, устраивались народные гуляния. О многом нам могут поведать его тенистые аллеи.
О том, например, что в 20-е годы ХХ века сюда часто с томиками стихов в руках приходили Николай Иванович Анов, впоследствии известный советский писатель, а тогда редактор усть-каменогорской газеты "Советская власть" и Георгий Альбертович Тотин, заведовавший детским домом, учитель, сочиняющий стихи.
Именно на скамейке городского сада в один из вечеров они решили организовать литературное объединение, дав ему название "Звено Алтая". Эту идею охотно поддержал Павел Петрович Бажов, известный тогда под фамилией Бахеева.
"Мы не подозревали тогда, - писал Анов, - что разговариваем с человеком, чье имя как художника слова через 20 лет войдет в мировую литературу.
В летние месяцы в городском саду работал так называемый Летний театр. Интереные сведения о нем можно прочитать в подшивках газет "Большевик Алтая" за 1941-42 годы. Оказывается, в Летнем театре городского сада выступали известные певцы, актеры театров и кино, а также на подмостках его сцены гастролировали театры из Москвы, Ленинграда, Полтавы, Бийска. Подумать только - идет война, и наряду со сводками Совинформбюро читаем: "Казгосфилармония. Летний театр. 16-17 сентября. Большие концерты с участием Владимира Зельдина (исполнитель роли пастуха в известном фильме "Свинарка и пастух").
Также с концертами в Усть-Каменогорске были Мария Миронова и Александр Менакер, Рина Зеленая и другие известные артисты.
Но особенно приятным открытием для меня было сообщение в августовском номере "Большевика Алтая" за 27 число 42-го года: "Внимание, внимание! На днях Изабелла Юрьева с ансамблем. Следите за рекламой." И уже в следующем номере сообщается, что она дает два концерта в Усть-Каменогорском Летнем театре городского сада.
В 1946 году парку было присвоено имя Джамбула Джабаева.
Памятник Жамбылу Жабаеву
В 1946 г. парку, расположенному по ул. Орджоникидзе, присвоили имя Джамбула Джабаева.
Д. Джабаев (1846-1945) – народный акын. С молодости принимал участие в айтысах. В 16-17 лет был широко известен. Был хорошо знаком с сокровищами казахского фольклора. С детства наизусть знал и исполнял отрывки из эпоса «Кобланды», «Алпамыс», киргизского эпоса «Манас» и мн. др.. С молодых лет говорил о нуждах и чаяниях трудового народа, в своих пламенных стихах разоблачал богачей, феодалов, правителей, духовных наставников.
Имя Джамбула в нашем городе носит областной драматический театр, школа-интернат, есть улица Джамбула. Данный парк не одно поколение горожан знают и любят как парк Джамбула, но нигде нет ни памятного знака, ни тем более бюста. Сегодняшним событием восстановлена историческая справедливость.
30 августа 2007 г. (День Конституции РК) в рамках реализации Государственной Программы «Культурное наследие» в парке им. Жамбыла прошло открытие бюста великого сына казахского народа Жамбыла Жабаева. Бюст изготовлен из полимерного состава: полимер и пластмасса и покрыт мраморной крошкой. Высота памятника составляет 1м.50 см., ширина – 2м.50 см., толщина – 80 см. Это поясное изображение: Ж.Жабаев с домброй в руках.
Автором монумента является Член Союза художников Республики Казахстан Самойлов Владимир Борисович.
Контакты
- Адрес: Усть-Каменогорск, ул. Джамбыла