26 августа в 11 утра Артем КОЛОМЕЕЦ погиб во время отработки в усть-каменогорском профессионально-техническом лицее № 2. Свидетели и родители Артема единодушны: парня убили электричество и халатность педагогов. Руководство учебного заведения уверяет: у юноши отказало сердце.
В селе Самарское его многие знали и любили. О таких говорят: рубаха-парень. Никогда не унывал, помогал всем, кто бы ни попросил. Занимался спортом, неплохо учился. Летом подал заявление в лицей. Но стать лицеистом не успел...
- Я отправила его 26 августа в этот проклятый лицей, - плачет мать Артема Лилия КОЛОМЕЕЦ. - А через пару дней мне привезли его тело. Теперь мы пытаемся доказать, что все произошедшее не простой несчастный случай, как нас убеждают. Что есть люди, которые должны понести ответственность за смерть моего сына.
25 августа Артему позвонили из лицея: необходимо приехать на отработку.
- Мы удивились - сына еще в лицей не зачислили, а уже на отработку зовут, - рассказала Лилия Владимировна. - Но сын решил ехать. Меня еще уговаривал: мол, что мне стоит, зато сразу себя хорошо зарекомендую.
Дальнейшее родители описывают как кошмарный сон.
- Позвонили, сказали, что он умер в больнице от остановки сердца, - вспоминает отец Артема Юрий КОЛОМЕЕЦ. - Мы с другом сразу поехали в Усть-Каменогорск. В лицее общались с персоналом, учениками и узнали, что во время отработок 26 августа Артем с другими ребятами пошли чинить забор. Сын подошел к небольшой будке, чтобы поднять решетку, и тут его начало трясти, притянуло к забору, он закричал. Все произошло очень быстро. Помочь было некому - рядом с учениками не было ни наставника, ни руководителя практики. Сами же ученики едва смогли оттащить Артема от этой решетки. У него на пальцах глубокие раны. Оказалось, внутри металлической будки был неотключенный электроприбор, прислоненный к стене. Ток со стены будки “пошел” по забору. Кто угодно мог прикоснуться к этой решетке. Но жертвой оказался именно мой сын. Я уже тогда беспокоился, что все доказательства администрация может спрятать, поэтому разговаривал со свидетелями, записывал все, взял фото с места происшествия.
Ученики колледжа в один голос утверждают, что Артем был мертв еще до приезда “скорой”. А в отчете медиков значится, что 16-летний парень скончался в реанимации. От остановки сердца.
- В заключении местных судмедэкспертов сказано, что Артем погиб от остановки сердца, - рассказал Юрий Алексеевич. -О том, что причиной стал электрический ток, - ни слова. Сейчас мы ждем независимого заключения из Астаны. Но о чем тут думать? Виновата администрация заведения. За детьми никакого присмотра, кто-то оставил этот прибор включенным, а теперь просто не хочет сознаваться. Да и где был руководитель практики? Чем он занимался в тот момент, когда мой сын кричал от боли?
Директор профессионально-технического лицея № 2 Александр ЖУРЕНКО полностью отрицает возможность того, что Артем мог получить поражение электричеством:
- 26 августа, разумеется, рядом с ними были руководители практики - двое работников (не преподавателей. - Е.Ф.). Они услышали, как Артем внезапно захрипел. Подбежали - он весь трясся, лежа на земле. Сами помогли ему, сделали искусственное дыхание. Врачам “скорой” сказали: мол, хрипел, будто током пораженный. От этого и пошла эта версия. В будке никаких электроприборов не было: будь там электричество - уже давно бы кого-нибудь ударило. Те же сотрудники лицея и ребята, работавшие вместе, - почему их не ударило током? Наши ученики никогда не привлекались к работе с опасными приборами. А будка, которая, по словам родителей, стала проводником электричества, - обычная металлическая сторожка. Пустая, ничего опасного в ней нет.
- Почему же в протоколе медицинского осмотра значится диагноз электротравма?
- Повторяю, наши рабочие неправильно высказали предположение об электротравме. Они ведь не медики. А врачи записали с их слов. И только после судмедэксперт во всем разобрался.
Заместитель начальника управления образования Восточно-Казахстанской области Думангазы АРГЫНГАЗИН в курсе трагедии. Но уверен, вины администрации учреждения в ней нет.
- Мы знаем о произошедшем с учеником, но факт смерти от удара током не подтвердился, - объяснил Думангазы Семейгазинович. - По данным медэкспертизы, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. У нас нет причин проводить служебную проверку или сомневаться в словах администрации учреждения.
- Почему учеников до 1 сентября привлекают на отработки? Ведь многие из них и дня не успели проучиться в лицее?
- Привлекать детей на отработки администрация не имела никакого права. Участвовать в таких работах могут лишь студенты, изъявившие желание принимать участие в подготовке учебного заведения к новому учебному году.
Но версия, в которой уверены представители образования, не убеждает безутешных родителей.
- Какая сердечная недостаточность?! - вопрошает Лилия Коломеец. - Артем за этот год три раза проходил медкомиссию. Перед экзаменами, после школы и буквально за пару недель до поступления в лицей. Обо всем этом у меня имеются справки. Могли ли медики три раза просмотреть проблемы с сердцем? И отчего у сына чуть ли не обуглились пальцы? От остановки сердца?
Родители Артема уверены - представители местного образования пытаются скрыть неприглядную правду: в школах и лицеях отработки проводятся без надзора старших наставников и в нарушение существующих правил безопасности. К тому же учеников привлекают к работам принудительно. Сейчас этим ЧП занялись полицейские.
- Парень действительно занимался установкой заграждения в учебном заведении, - рассказал пресс-секретарь департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области Дулат НУРСОЛТАНОВ. - Произошел удар током - все это запротоколировано. О сердечной недостаточности пока речи не идет. Уголовное дело по факту смерти уже возбуждено - данные экспертизы еще не окончательные. Специалисты ждут подробного заключения экспертов. У наших сотрудников две основные версии - несчастный случай либо причинение смерти по неосторожности. Если заключение экспертов покажет состоятельность второй версии, будет возбуждено уголовное дело по факту преступной халатности.
Семья Коломеец подала заявление в прокуратуру. А глава семейства решил параллельно с полицией провести собственное расследование.
- Я знаю, что сына уже не вернуть, но правды добьюсь во что бы то ни стало! - твердо говорит Юрий Алексеевич. - У меня есть показания очевидцев, фотографии, справки от врачей… Надежды нынче ни на кого нет - только на себя.