Усть-Каменогорск °C

Последние публикации

10:21
Молодое пополнение абайского гарнизона адаптируется к службе
10:13
Как инвестировать в недвижимость
10:08
Почему важно знать сколько длится игра в хоккей?
09:53
Уланы алаша отправились в армию
10:34
15 қараша - Қазақстан Республикасының Ұлттық валюта күні
10:33
15 ноября - День национальной валюты Республики Казахстан
11:41
Как прошёл футбольный матч «Астана» – «Актобе»
10:55
В Семее прошел ритуал вручения Боевого знамени бригаде территориальной обороны
10:51
Разработка планов разведки ТПИ в Казахстане: всё, что вам нужно знать
13:00
Как оптимизировать цепочку поставок в современном бизнесе
16:13
Программное обеспечение для геологов Leapfrog: инновации в геологическом моделировании
14:11
Семейские военнослужащие поздравили учителей
14:08
Информация по брокерам
12:17
Подготовка к холодам: как эффективно стирать пуховик – лайфхаки для каждого
16:41
Как выбрать стабилизатор напряжения для дома
14:41
Суши дома: как наслаждаться ресторанными блюдами на домашнем столе
11:27
MX Deposit: Управление геологическими данными для эффективной оценки месторождений
09:26
Кожаный диван – показатель статусности и респектабельности
09:09
Imago программа: Революция в обработке геологических изображений
14:22
Leapfrog Edge: Мощное ПО для геологов от официального реселлера ТОО "GREEN SOLUTIONS ASSOCIATES"
12:14
Leapfrog Works: Программное обеспечение для геологов, меняющее правила игры
12:08
Усть-Каменогорск: Путь к обновлению и важные перемены
11:40
В Семее отметили День создания местных органов военного управления
16:27
Обучение от ТОО "GREEN SOLUTIONS ASSOCIATES" — Развитие профессиональных навыков в геологии с MetaGeology
16:18
ТОО "GREEN SOLUTIONS ASSOCIATES": Лидер в продаже геологического софта Leapfrog Geo
10:31
В Абайском гарнизоне прошла неделя семьи
17:24
Будущее геологоразведки в Казахстане: как современные программные решения меняют отрасль
15:52
Региональное командование «Восток» поддержало ежегодную республиканскую акцию «Дорога в школу»
Больше новостей

Григорий Марченко: «Потрясений не будет»

Новости / Казахстанские новости
7 098
0
О ситуации на финансовом рынке страны, сложившейся в настоящее время обстановке в банковском секторе, эффекте от девальвации тенге, проведенной в прошлом году, и ожиданиях от года текущего корреспондент газеты «Известия-Казахстан» Николай Лимов беседует с председателем Национального банка Республики Казахстан Григорием Марченко.
Наша встреча с Григорием Александровичем прошла накануне 1 апреля. Поэтому один из вопросов касался его отношения к этому дню и в целом к юмору. Оказалось, что когда люди работают с чужими деньгами, в организации должен быть порядок - юмору места нет. Тем не менее в ходе разговора выяснилось, что и в стенах кабинета председателя Нацбанка иногда шутят. Много позже хозяин кабинета, вспоминая свой первый рабочий день в качестве главы Нацбанка в прошлом году, припомнил-таки один «смешной» момент. Тогда один из бывших руководителей БТА банка Роман Солодченко, пришедший просить более чем миллиардный долларовый кредит без какого-либо залога, поняв бесперспективность своей просьбы, пошутил: «А где здесь сдают лицензию на занятие банковской деятельностью?». Спустя несколько дней государство взяло на себя управление БТА банком, и эта шутка перешла в категорию «черного» юмора. Так что надо признать: серьезные деньги требуют такого же к ним отношения… Вот и разговор о финансовом секторе с Григорием Марченко получился деловым и серьезным.
 Вопрос: Григорий Александрович, некую веху в истории страны, связанную с финансовым кризисом, мы пережили в минувшем году. Сейчас, когда итоги 2009 года уже подведены, что вы можете сказать о них? Они вас радуют, внушают осторожный оптимизм или еще какие-то чувства?
 Ответ: Прошедший год был непростой, это очевидно всем, но результаты в целом достигнуты неплохие. Экономика страны продолжала находиться под воздействием глобального экономического кризиса, вызвавшего падение цен и снижение спроса на основную экспортную продукцию Казахстана, но при всем этом рост ВВП составил 1,2%. Положительный рост экономики, пусть даже и небольшой, - это хорошо. Особенно если учесть, что ряд международных финансовых организаций давал прогнозы об отрицательном значении этого показателя в Казахстане по итогам года. С другой стороны, если сравнить ВВП республики с данными по Китаю или нашими же показателями в 2005 и 2006 годах, то, конечно, темпы роста уменьшились. Но если сравнивать с показателями России, Украины или Латвии, а у некоторых из них двухзначные темпы падения, то нам есть чему радоваться. Сохранению роста экономики способствовали значительные объемы государственной поддержки. Безусловно, повлияло и улучшение со второго полугодия прошлого года ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках. Уровень инфляции в 2009 году был ниже, чем в 2008 или 2007 годах. За год она составила 6,2 процента - это даже меньше прогнозируемого показателя, снизился уровень безработицы. При этом объем промышленного производства возрос на 1,7 процента, сельское хозяйство – на 13,8 процента, услуги связи – на 8,3 процента. Но не все так благополучно – в прошлом году наблюдался спад в таких отраслях, как торговля, строительство и транспорт. На 34,4 процента сократился внешнеторговый оборот: экспорт уменьшился – на 39,3 процента, импорт – на 25 процентов. В целом же, говоря об итогах очень не простого для всех года, можно отметить закрепление появившихся признаков улучшения ситуации, о чем свидетельствует динамика показателей экономики. Сохранение роста в одних отраслях и ослабление нисходящего тренда в других является фактором, дающим надежду на оптимизм.
 В: Одним из знаковых событий не только для нашей финансовой системы, но и для каждого казахстанца, стала девальвация. Споры и разговоры о ее целесообразности и манере проведения идут до сих пор. Был момент, когда негативное мнение об этом событии преобладало в обществе, а многие и до сих пор считают, что девальвацию можно было или вовсе не проводить, или провести более мягко. Что скажете?
 О: Мы спасли экономику, но во многом потеряли общественное мнение. Мы сделали необходимые на тот момент шаги, это сработало. Но на том информационном поле, что сложилось после девальвации, надо признать, в основном проиграли. Получилось так отчасти потому, что те, кто проиграл от обесценивания тенге, очень шумно выразили свое мнение, которое подхватили и раздули в СМИ. А те, кто не проиграл или, наоборот, выиграл, просто промолчали. И ощущение от этого было, что проиграла вся страна. Крик стоял такой, что, казалось, у нас полстраны имело, с одной стороны, ипотечный кредит на 25 лет в долларах, а с другой - у них же было как минимум несколько миллионов тенге на депозитах. Но, извините, таких людей в природе не существует! Что касается самой девальвации, в целом мы делали все правильно. В сложных условиях мы сумели защитить отечественного производителя – почему-то очень многие забыли, что по итогам января прошлого года падение промышленного производства составило 18 процентов. И из этого падения больше двух третей пришлось на отрасли, которые производили продукцию, конкурирующую с российским и украинским импортом. А как конкурировать, если в долларовом эквиваленте товары из этих стран стали в два раза дешевле? Девальвацией мы также поддержали экспортный сектор, повысили конкурентоспособность казахстанских товаров на мировых рынках и способствовали сокращению импорта товаров, а это на тот момент простимулировало развитие экономики в целом. Нельзя забывать и о том, что проведенная девальвация способствовала сохранению международных резервов страны. Очевидно, что дальнейшее поддержание курса тенге на прежнем уровне могло бы привести к быстрому истощению золотовалютных резервов.
 В: Но ведь есть и такое мнение, что девальвация была не в интересах отечественного товаропроизводителя, предприятий малого и среднего бизнеса, а имела значение лишь для крупных компаний-экспортеров, в первую очередь экспортеров сырья…
 О: Если продукция предприятий малого и среднего бизнеса полностью ориентирована на внутренний рынок и производится она из казахстанских составляющих, то для этих бизнесменов девальвация носила нейтральный характер. Если они работают на внутренний рынок и при этом конкурировали с продукцией российского или украинского происхождения, то они от девальвации выиграли. Другая категория – предприятия МСБ, производящие продукцию на экспорт. Поэтому говорить, что есть экспортеры и есть малый и средний бизнес, и они никак друг с другом не связаны - это неправильно. А потом, сколько предприятий МСБ работает с экспортерами? Если крупные предприятия-экспортеры выиграли от этого, что очевидно, то часть МСБ, работающая с ними, тоже явно не проиграла… С чьей стороны было больше всего криков о том, что сфера МСБ оказалась под ударом? В Казахстане существует очень много разных бизнес-ассоциаций, и некоторые их руководители неоднократно заявляли, что у нас в стране ничего не производится. Но неужели человеку, возглавляющему подобную организацию, не стыдно за то, что за 18 лет они ничего не научились производить сами? А кто мешает МСБ заниматься экспортом товаров? В странах Европы большое количество предприятий, работающих в категории среднего бизнеса, экспортируют свою продукцию. Вот мы, как центральный банк, производством не занимаемся, но при этом у нас есть банкнотная фабрика, монетный двор. Все это было отстроено с нуля. И сейчас продукция этих предприятий идет на экспорт – акцизные марки, банкноты, монеты. Вот примеры двух высокотехнологичных производств, которые на конкурентной основе участвуют в заграничных тендерах, выигрывая их. Почему другие предприниматели, каждый в своей сфере, не смогли добиться того же самого? За 18 лет кто мешал этим людям что-то производить, развивать? Да и вообще, когда начинаются такие разговоры, что у нас в Казахстане ничего не производится, хочется всегда сказать – это неправда! Мы давали статистику: там порядка 67-68 процентов продуктов питания производится в Казахстане и такой же примерно показатель по товарам первой необходимости.
 В: В прошлом году государство щедро помогало банкам второго уровня. Сейчас, постфактум, как считаете, не зря это было сделано?
 О: Государственная поддержка банков оправдала себя. В результате предпринятых мер удалось стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и в экономике. Экономический рост сохранился, хотя и замедлился. Сохранился приток депозитов в банки, в том числе и депозитов физических лиц. Ни один казахстанский банк не допустил банкротства. Однако кредитная активность банков стагнирует - объем кредитов экономике за 2009 год увеличился лишь на 2,5 процента. Но возможно, что без государственной поддержки нас ждало бы очень глубокое падение. Одним из главных достижений ушедшего года, по моему мнению, было то, что банковская система Казахстана относительно успешно справилась с негативным влиянием второй волны кризиса. Проблемы отдельных крупных банков не стали проблемами банковской системы в целом, а сами проблемные банки в настоящее время успешно завершают процесс реструктуризации. В целом пакет антикризисных мер, реализованный в рамках выполнения принятого 25 ноября 2008 года плана совместных действий правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики на 2009-2010 годы, позволил преодолеть ряд наиболее опасных последствий кризиса. В частности он позволил преодолеть дефицит кредитования по наиболее важным отраслям экономики и избежать их коллапса вследствие недофинансирования.
 В: Насколько сейчас велики риски банковского сектора? Не думаете ли вы, что восстановленное доверие населения к банкам может пошатнуться? Многие эксперты говорят, что у наших банков впереди еще большие трудности. Как они будут справляться с теми, еще огромными долгами, которые у них остались – сами или при помощи государства?
 О: Несмотря на негативные тенденции в экономике и банковской системе, доверие населения к банковскому сектору не было потеряно. Это еще один из мифов, созданных прессой. За минувший год рост вкладов населения в банки второго уровня составил 29,1 процента. Привлеченные депозиты резидентов за 2009 год возросли на 19,7 процента, составив на начало 2010 года в абсолютном выражении 6473 миллиарда тенге, что обеспечено во многом размещением в банках АО «ФНБ «Самрук-Казына» обусловленных депозитов в рамках антикризисной программы. Кроме того, до 1 января 2012 года сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц составляет пять миллионов тенге, капитал АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» доведен до 110 миллиардов тенге и ежегодно дополнительно капитализируется. Эти меры позволяют заблаговременно предупредить любые панические настроения в обществе в отношении банков. Конечно, следует признать и очевидное - слабыми сторонами казахстанской банковской системы остаются высокий уровень кредитного риска и снижающееся качество кредитного портфеля. Оценки относительно снижения качества кредитного портфеля банков были вполне ожидаемы. Так, на фоне замедления деловой активности в стране и проведенной девальвации национальной валюты доля безнадежных кредитов в банковской системе за 2009 год выросла в 7,3 раза и достигла 2947,8 миллиарда тенге, что составляет 30,6 процента от агрегированного ссудного портфеля. Качество кредитного портфеля казахстанских банков ухудшалось практически по всем отраслям экономики. При этом преобладающая часть неработающих кредитов приходится на два банка, реструктурирующих свои обязательства, - БТА и Альянс. Наряду с кредитным риском особую озабоченность вызывали риски ликвидности и рефинансирования в силу наличия у банков значительной доли внешнего финансирования, привлеченного с рынков оптового заемного капитала. В 2009 году был реализован комплекс мер по стабилизации банковского сектора. В частности, поэтапно снижались внешние обязательства банков, доля которых в их совокупных обязательствах составила на начало 2010 года 33,6 процента, снизившись с 45 процентов на начало 2009 года. Что касается деятельности по стабилизации экономики и преодолению последствий кризиса в 2010 году, то здесь успех регулирования будет зависеть от слаженных действий правительства, АФН и Национального банка. По моему мнению, полностью отказываться от прямой поддержки банковского сектора в 2010 году не стоит, так как в настоящее время состояние банковского сектора в значительной мере зависит от государственной поддержки, которая позволяет преодолеть дефицит фондирования банков. Однако необходимо начать постепенное сокращение объемов помощи государства и стимулировать процесс поиска новых источников фондирования банками.
 В: Президент в своем послании народу сказал, что череда испытаний и мощь кризиса не ослабевают. Готова к этому отечественная финансовая система и главный банк страны? Ожидаете ли вы новые, непредвиденные, потрясения?
 О: Действительно, говорить о завершении мирового финансового кризиса пока не приходится, однако очевидно, что Казахстан прошел «дно» кризиса, и больше значительных потрясений не случится. В Казахстане в результате реализации антикризисной программы удалось стабилизировать основные экономические показатели. Надо признать, что в Казахстане возможен и следующий виток кризиса. Скорее всего, его не будет, но полностью исключить такую возможность тоже нельзя. Очередная фаза кризиса в Казахстане теоретически возможна при падении цен на нефть до 30 долларов за баррель и ниже при сохранении их на этом уровне в течение более шести месяцев. При этом напомню, что, столкнувшись с необходимостью устранения выявленных проблем финансового сектора, исправления допущенных ошибок и обеспечения стабильного диверсифицированного роста, Нацбанк совместно с правительством и АФН разработали Концепцию развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период. И там предусмотрены меры перехода на качественно новый уровень управления и регулирования финансового сектора. Речь идет о повышении его устойчивости, стимулировании инвестиционной активности, укреплении доверия финансовому сектору страны - как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
 В: А чего ждать казахстанцам, которые пользуются услугами разного рода финансовых организаций и тоже являются участниками финансового рынка. Речь идет и о курсах валют, и о процентных ставках на кредиты и депозиты?
 О: В нынешних условиях наиболее опасным для всех являются панические настроения и ожидания. Хотелось бы посоветовать казахстанцам трезво оценивать ситуацию, исходя из своего реального финансового состояния и платежеспособности, и не поддаваться панике, а также не верить различным слухам. Кроме того, как уже отмечалось, государство ведет большую работу по сохранению финансовой стабильности в стране. На мой взгляд, казахстанским вкладчикам беспокоиться не о чем. Что касается курсов валют, с 5 февраля 2010 года Национальным банком был объявлен новый коридор колебания тенге. Его середина по-прежнему находится на уровне 150 тенге за доллар. В то же время он расширен до +15 тенге и –22,5 тенге. Этот новый коридор будет действовать до 20 марта 2011 года. Преобладающие тенденции в дальнейшей динамике курса тенге будут зависеть от многих факторов, в том числе ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, от ситуации в странах - основных торговых партнерах и от состояния платежного баланса республики. В целом если взвесить все эти факторы, то вероятность того, что будет наблюдаться укрепление тенге, а не его ослабление, выше. В то же время надо сказать, что Национальный банк не будет поддерживать обменный курс на каком-то четко определенном уровне, а позволит ему колебаться соответственно объявленному коридору в ответ на изменение влияющих внешних и внутренних факторов.

 Николай Лимов

Добавить комментарий

В комментариях строго запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, а также высказывания, не относящиеся к теме обсуждения, содержащие прямую или косвенную рекламу.

Подробнее о правилах поведения на сайте можно узнать здесь.


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: