В прошлом году мы писали о задержании серийного убийцы и насильника, обвиняемого в серии нападений на женщин и девочек. В преддверии суда над “казахстанским Чикатило”, как прозвали его местные и республиканские СМИ, нам стали известны детали одного из самых громких уголовных расследований последних лет.
- Ему предъявляется обвинение по трем статьям Уголовного кодекса РК, - говорит помощник прокурора области по расследованию и руководству следственными группами Мурат ОМАРГАЗИН. -6 убийств, 9 эпизодов с изнасилованиями и насильственными действиями сексуального характера. Сейчас он находится в специальном медицинском учреждении.
47-летний Сергей (до суда преждевременно называть его фамилию. - Е. Ф.) - выходец из Каскелена Алматинской области. Окончил медицинское училище. Не чурался никакой работы. Бывшие сослуживцы характеризовали его как уравновешенного, тихого человека. В конце 1980 года изменения в поведении супруга заметила жена Елена: его словно подменили после рождения второго ребенка.
- По ее словам, он стал предлагать ей, мягко говоря, нетрадиционные методы сексуальной близости, - рассказывает Мурат Омаргазин. - Елена не приняла его фантазии. И когда возбуждение и неуравновешенность с его стороны стали нарастать, она, опасаясь за детей, предложила мужу развестись.
...На дороге в поселок Шмелев Лог Сергей выследил женщину. Напал сзади. Как позже расскажет он сам, под рукой у него оказался железный прут, которым сначала оглушил, а потом добил жертву. Скинул тело в яму и закидал ветками.
- Впервые Сергей попался на изнасиловании в 1990 году. Жил он тогда в Бурундае Алматинской области. Жертвой стала молодая женщина. По Уголовному кодексу Казахской ССР его приговорили к 3 годам лишения свободы. Но время, проведенное за колючей проволокой, на пользу Сергею не пошло. Последовало новое нападение и приговор - 15 лет. В 2004 году Сергей был условно-досрочно освобожден за примерное поведение...
- После освобождения к нему в Усть-Каменогорск приехала мать, - продолжает Мурат Омаргазин. -Она страдала психическим заболеванием и нуждалась в помощи. Эти два человека имели какую-то маниакальную страсть к собирательству - лачуга, где они ютились последние годы, стала настоящей свалкой.
...8-летнюю Ингу (имена пострадавших изменены по этическим соображениям) искал весь Усть-Каменогорск. Девочка ушла из дома и не вернулась. Тело малышки нашли только в августе 2009-го. Место захоронения указал Сергей. “Девочка шла одна. Я обратился к ней, позвал к себе показать котят. Она согласилась... Дома закричала и пригрозила, что позовет папу. Я взял ее за горло...” Он закопал труп за забором какого-то заброшенного сада. “Девочке нужно достойное упокоение, - серьезно объяснил оперативникам. - Я выкопал для нее яму”.
- У Сергея феноменальная память, - удивлялся Мурат Омаргазин. - Он с точностью до метра определяет места, где погребены жертвы. И не важно, 2 года или 5 лет прошло с момента преступления. Приводил полицейских на какой-нибудь пустырь, где не было ни деревца, ни камня - ни одного опознавательного знака. Осмотрится и скажет: здесь копайте. Не ошибся ни разу.
Останки шести жертв были найдены. Он прятал трупы так основательно, что его кошмарных схронов никто бы не нашел.
...Алена единственная, кому удалось выжить после его нападения. Он накинулся на нее сзади и поволок в кусты. В плотном тумане ни одна живая душа не услышала криков женщины. Сергей привычно вооружился металлическим прутом. Алена догадалась, что крики, сопротивление - именно то, чего ждет насильник. И, чтобы выжить, предложила Сергею... дружить! “Я буду любить тебя”, - шептала она сквозь слезы. Один Бог знает, какого мужества стоили отчаявшейся женщине эти слова. И Сергей... отпустил Алену! Он поверил, что они встретятся уже завтра.
- Действия женщины, как бы кощунственно это ни звучало, были рациональными, - вздыхает Мурат Омаргазин. - Маньяк получает наслаждение не столько от сексуального контакта с жертвой, сколько от энергии страха, которой питается. Нестандартное поведение ломает его схему.
Сергея задержали в Алматы. Здесь он попытался напасть на девушку, которая, оказав сопротивление, убежала. Поймали его по горячим следам.
В августе прошлого года полицейские обнародовали шокирующие факты преступлений усть-каменогорского Чикатило. Тогда он подозревался в совершении 5 преступлений.
Медики долгое время не могли прийти к единому выводу: вменяем подозреваемый или страдает психическим недугом?
- Сергей во время следственных действий еще в начале осени прошлого года впал в болезненное состояние, - объясняет Мурат Омаргазин. - Проводилась специальная экспертиза. Долгое время он был попросту неконтактен, работа психиатров была осложнена. По последней информации, экспертиза показала: вменяем. Еще в декабре 2009 года дело было передано в Восточно-Казахстанский областной суд. Но Сергей не мог оказаться на скамье подсудимых из-за реактивного состояния. Сейчас он вроде бы вышел из “расстройства” и вполне адекватен.
- Есть ли вероятность симуляции?
- Конечно. Но хочу уточнить: процедуры, которые проходят такие пациенты, и лекарства, принимаемые ими, здоровый человек едва ли сможет вытерпеть без видимой специалисту реакции. Случалось, симулянты, пытаясь изобразить помутнение рассудка, ломались уже через пару недель. И признавались: лучше в тюрьме, чем в лечебнице.
По словам Мурата Омаргазина, суд состоится предположительно в апреле.
Евгений ФОМИНЫХ